- Если с крыши впереди едущей машины или фуры в ваш автомобиль прилетел кусок льда – в 2024 году этот инцидент считается ДТП. Главное, чтобы вследствие падения льда был причинён материальный ущерб автомобилю.
- Поэтому и оформлять такие происшествия следует по правилам ДТП. А именно, остановиться, зафиксировать повреждения, вызвать ГИБДД и ждать их приезда.
- Между тем, если ваш регистратор не заснял прилёт глыбы льда с другой машины, доказать что-либо будет проблематично. В таком случае остаётся ехать вдогонку и пытаться убедить второго водителя в том, что он причинил ущерб вашему ТС.
- Европротокол в случае падения льда с машины не работает. И связано это с тем, что не выполняется одно из условий оформления извещения о ДТП – отсутствие столкновения двух автомобилей.
- Неприятным моментом могут стать действия сотрудников ГИБДД. На практике они могут либо не оформить происшествие как ДТП, либо составить определение об отказе в возбуждении дела, посчитав, что второй водитель не нарушал никакой пункт ПДД. Тогда придётся определять виновность в суде.
- И, действительно, в Правилах нет обязанности счищать сугробы и наледь с крыши автомобиля. Есть лишь требование проверить ТС на исправность к использованию перед началом поездки.
- В связи с этим ваша задача дать грамотные объяснения инспекторам ГИБДД и сделать так, чтобы они указали нарушителем именно второго водителя. И не вменили вам несоблюдение пункта 10.1 Правил.
- А вот привлечение за скрытие с места ДТП в случае упавшего льда с машины в 2024 году не практикуется.
- Если в документах ГИБДД или суда фигурирует виновник, можно обратиться в его страховую за возмещением по ОСАГО.
- Но если у виновника ДТП отсутствует страховка, придётся взыскивать деньги на ремонт с него в гражданском порядке. При условии, что происшествие попало на видеорегистратор, а сами вы смогли хотя бы идентифицировать автомобиль по госномерам. И, разумеется, смогли добиться установления виновности этого водителя в таком ДТП через суд.
- 1. С крыши едущей впереди машины прилетел кусок льда или снег – это ДТП?
- 2. Что делать в первую очередь?
- 3. Можно ли оформить европротокол?
- 4. Кто виноват в ДТП с упавшим куском льда на лобовое стекло?
- 5. Есть ли вообще обязанность по ПДД очищать автомобиль от снега и льда?
- 6. Привлекут ли другого водителя за скрытие с места ДТП?
- 7. Покрывает ли ущерб ОСАГО?
- 8. Могу ли я взыскать расходы на ремонт с виновника аварии?
Зимой ухудшается погода и дороги становятся особенно непредсказуемыми. В это время запросто может развернуться сценарий фильма ужасов «Пункт назначения». Это ситуации, когда с впереди едущей машины отваливается кусок льда и прилетает в сзади едущий автомобиль. Среди водителей есть много споров, является такое событие ДТП или нет? Не менее актуальным остаётся вопрос, кто виноват в происшествии с упавшей глыбой льда во время движения автомобилей. А самое главное, работает ли ОСАГО и с кого взыскивать ущерб за разбитую фару, бампер и лобовое стекло? Ответам на эти вопросы и не только посвящена наша сегодняшняя статья.
С крыши едущей впереди машины прилетел кусок льда или снег – это ДТП?
Для ответа на этот вопрос нужно знать критерии квалификации ДТП. Для этого обратимся к определению понятия «дорожно-транспортное происшествие», где содержатся основные его отличия от других событий.
Термин «ДТП» можно найти в пункте 1.2 ПДД или в ст. 2 Федерального закона «О Безопасности дорожного движения» – определение в обоих НПА совпадает.
Итак, что мы имеем:
дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Таким образом, ДТП характеризуется двумя ключевыми факторами: движением хотя бы одного транспортного средства и наличием ущерба (неважно, машинам, людям, грузам или иному имуществу).
А теперь давайте посмотрим, отвечает ли наш инцидент с упавшим куском льда условиям ДТП?
- Наличие транспортных средств – этот пункт выполняется, поскольку мы имеем как минимум два автомобиля,
- Участие ТС в происшествии – да, поскольку с крыши первого автомобиля оторвалась наледь и угодила в ехавший позади транспорт,
- Также речь может идти о повреждениях – трещина лобового стекла, разбитая фара, поцарапанный бампер, а в ряде случаев и о травмах находившихся в салоне машины людей.
Отсюда следует, что ситуации с падением льда или снега с крыши автомобилей при наличии ущерба другим участникам дорожного движения отвечают критериям ДТП, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Важное отличие от ситуации с вылетом камней из-под колёс!
Впрочем, в 2024 году вокруг таких происшествий до сих пор не утихают споры. Некоторые автолюбители и даже юристы проводят параллель между рассматриваемым нами событием и инцидентами с вылетом камней из-под колёс едущих впереди автомобилей.
Причём, ссылаются они на практику Верховного Суда…
И, действительно, в 2016 году вышло Постановление № 39-АД16-1, где ВС РФ не усмотрел вину водителя, из-под колёс ТС которого вылетели камни и разбили лобовое стекло ехавшей сзади машины. В своём решении Суд сослался на обстоятельства, не зависящие от водителя. Находившийся за рулём не имел умысла причинять вред чужому имуществу, поскольку не мог предвидеть, что из-под его автомобиля вылетят камни. Соответственно, и ДТП такое событие не признали.
Вот только ситуация со льдом на крыше автомобиля в корне отличается от вышеприведённого примера. Если камень из-под колёс – это событие непредсказуемое и водитель не может обнаружить мелкий гравий на дороге, то в случае со снегом или глыбой льда всё иначе. Здесь мы можем говорить о выполнении обязанностей водителя, а именно – обнаружить наледь на крыше ТС и убрать её до начала движения. Поэтому инциденты с падением куска льда с ехавших машин считаются ДТП.
То есть разница в том, что в первом случае водитель не мог контролировать выброс камней из-под его машины, а во втором – мог предотвратить падение льда, очистив крышу автомобиля до того, как отправляться в поездку.
Что делать в первую очередь?
Учитывая вышесказанное, порядок действий должен отвечать пунктам 2.5-2.6.1 ПДД, где расписано, как правильно действовать при ДТП в 2024 году. Давайте вспомним эти правила!
Итак, что делать:
- Остановить машину, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки. Но при незначительном повреждении ТС можно догнать автотранспорт, с которой упал лёд и призвать водителя остановиться для оформления ДТП (к этому моменту мы ещё вернёмся).
- Далее нужно оценить, есть ли повреждения вашего ТС, имеются ли травмы у ехавших в автомобиле людей,
- После этого звоните в ГИБДД и сообщайте об инциденте. Затем, в зависимости от обстоятельств, к вам либо вышлют ближайший экипаж ДПС, либо (и это чаще всего) предложат зарисовать схему и зафиксировать повреждения, а потом вместе со вторым участником приехать оформляться в ГАИ,
- Далее сотрудники полиции составляют документы о ДТП.
Идеальный вариант – когда водитель второй машины увидел сход льда со своей машины и остановился, чтобы узнать о последствиях. А лучше, чтобы он признал вину.
В противном случае у вас должна быть качественная запись с регистратора, на которой должен быть виден не только факт попадания льда в вашу машину, но и госномер виновника (причём, каждую цифру и букву). К сожалению, с этим на практике могут быть трудности. Не у всех водителей регистраторы пишут в хорошем качестве. А если ДТП произошло где-нибудь на трассе при скорости 70-90 км/ч – даже самый качественный регик может запечатлеть размытые госномера…
А если у меня нет видеорегистратора – стоит ли ехать в погоню?
К тому же, не все автолюбители могут позволить себе иметь видеорегистратор в салоне. Соответственно, даже записи падения льда у них не будет.
Единственная возможность в таком случае, если вы рассчитываете в будущем отремонтировать стекло по ОСАГО или, на худой конец – за счёт виновника ДТП, ехать за другой машиной в погоню, чтобы её водитель остановился. Но при этом нужно обязательно вернуться потом на место происшествия, чтобы ваш отъезд не посчитали скрытием с места ДТП.
Плохая новость в том, что при отсутствии свидетелей, записи с вашего регистратора или видео инцидента от других участников дорожного движения – найти авто виновника ДТП в 2024 году будет непросто. Но даже если и найдёте, доказать, что с этого автомобиля оторвался кусок льда без видеозаписи нереально. А вашим словам вряд ли кто-то поверит (тем более суд).
Что мне писать в объяснениях ГИБДД?
При оформлении ДТП сотрудники полиции опрашивают участников на предмет обстоятельств происшествия.
И здесь главная ваша задача – дать грамотные объяснения, чтобы по итогу вас самого не привлекли к ответственности за несоблюдение пункта 10.1 ПДД. Этот пункт Правил любят вменять инспекторы ДПС в любой спорной ситуации. А обязывает он правильно выбирать скорость движения и учитывать прочие условия, чтобы либо не допустить аварийную ситуацию, либо вовремя на неё среагировать (остановиться).
Так вот, в объяснениях вам нужно указать, что установленную на участке дороги скорость вы не превышали, она соответствовала дорожным и метеорологическим условиям. Отметьте также, что кусок снега или льда с крыши едущей впереди машины оторвался внезапно, и такого удара вашего ТС вы предвидеть никак не могли.
Обычно этого достаточно и адекватные инспекторы не должны вменить вам нарушение пункта 10.1 ПДД или любых иных в такой ситуации. Это нам и нужно!
Можно ли оформить европротокол?
Нет. Многие автолюбители ошибочно полагают, что европротокол подходит абсолютно к любой дорожной аварии. Однако это не так!
Для возможности оформить извещение о ДТП без вызова сотрудников полиции должны одновременно соблюдаться условия из пункта 1 ст. 11.1 Закона Об ОСАГО. И среди этих условий есть такое, которое в нашем случае не подойдёт.
И звучит оно следующим образом:
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
И здесь вы можете заметить, что для оформления ДТП по упрощённому порядку закон требует, чтобы транспортные средства столкнулись друг с другом. К примеру, на светофоре или в результате неправильного перестроения в соседнюю полосу.
Однако в нашем случае речь идёт о падении глыбы льда или снега с машины. То есть непосредственно контакта между двумя ТС не происходит. А значит одно из обязательных требований для оформления ДТП по европротоколу не выполняется. Таким образом, единственный вариант фиксации такой аварии – стандартный, с помощью сотрудников ГИБДД.
Кто виноват в ДТП с упавшим куском льда на лобовое стекло?
На практике с этим могут быть трудности, однозначно предугадать исход дела проблематично.
Ситуация может быть следующей:
- виновником ДТП признают водителя другой машины – поскольку он не очистил лёд с крыши авто перед началом движения (на практике инспекторы ДПС могут написать в постановлении несоблюдение ПДД при перевозке грузов),
- происшествие отнесут к непреодолимым обстоятельствам, установив, что в падении льда отсутствует чья-либо вина – в этом случае либо ничего не оформят, либо вынесут определение об отказе в возбуждении административного дела,
- частично вину могут переложить и на вас – вменив вышеупомянутый пункт 10.1 ПДД, а всю остальную вину возложат на другого водителя.
Чаще всего в 2024 году встречаются два первых варианта. И это при условии, что водитель той машины, откуда на ваш автомобиль свалился кусок льда, найден или само ТС идентифицировано по госномеру. Но не исключено, что придётся разбираться в суде. И уже на основании постановления суда обращаться за возмещением вреда.
Есть ли вообще обязанность по ПДД очищать автомобиль от снега и льда?
А вот тут не всё так просто.
Да, в Правилах есть пункт 2.3.1, который гласит:
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
Но речь идёт о проверке исправности колёс, тормозной системы, стеклоочистителей и других частей автомобиля. А вот о чистке снега и льда с машины в ПДД не сказано ни слова. Фактически такого водителя даже нельзя привлечь к ответственности в рамках КоАП (хотя, как мы упомянули выше, на практике ему могут вменить несоблюдение правил перевозки грузов – хотя по логике ни снег, ни лёд грузом не являются).
Да и потом, водитель может быть даже не виноват. Взять, к примеру, дальнобойщика на фуре – перед выездом с места стоянки он убрал наледь с крыши грузовика, а новый снег нападал во время поездки /стояния в пробках, затем схватился и заледенел – позже упав на сзади едущее авто.
Привлекут ли другого водителя за скрытие с места ДТП?
Нет.
Наказание за оставление места ДТП грозит далеко не в каждой дорожной ситуации. Для того, чтобы инспекторы могли привлечь водителя по части 2 ст. 12.27 КоАП, в действиях скрывшегося должен быть умысел. Однако в нашем случае умысел отсутствует. Продолживший движение водитель мог даже не заметить, что там упало с крыши его автомобиля и куда затем прилетело. Да и, будем честными, не обязан он за всем этим следить – его цель, дорога!
Но даже если допустить, что такой водитель и увидел сошедший с его машины лёд, но всё равно решил не останавливаться – доказать тот факт, что он заметил падение льда и намеренно скрылся с места ДТП вы не сможете. И уж тем более наивно ожидать, что кто-то добровольно сознается в этом, учитывая вероятность лишения прав.
Покрывает ли ущерб ОСАГО?
Да, но не во всех случаях.
Страховое возмещение по ОСАГО положено лишь при соблюдении трёх условий:
- перед нами классическое ДТП,
- наличие установленного виновника,
- оформленная страховка на автомобиль, откуда упал снег.
Обратите внимание на последний пункт. Даже если находившийся за рулём водитель не вписан в полис ОСАГО или вообще скрылся с места ДТП, в 2024 году вы всё равно можете претендовать на возмещение при наличии действующей страховки на ТС.
А вот если номер другого авто установить не удалось и поиски результата тоже не дали, увы, страховое возмещение получить не удастся. Точно так же не работает ОСАГО и если номер машины определён, но «автогражданка» на ТС не оформлялась. В этом случае придётся требовать выплату непосредственно с виновника ДТП.
И ещё один важный момент. Если вы претендуете на возмещение по ОСАГО, то обращаться нужно не в свою страховую, а в СК виновника. Это объясняется тем, что в происшествиях с упавшим льдом с ехавшей впереди машины отсутствует столкновение автомобилей. И поскольку оно отсутствует (а для прямого возмещения убытков в силу пп. «б» части 1 ст. 14.1 ФЗ Об ОСАГО такое столкновение является обязательным), потерпевший должен подавать заявление и документы в страховую виновника, и никак иначе.
На какие выплаты могут рассчитывать потерпевшие?
Те, кто является потерпевшим или пострадавшим в ДТП вправе получить страховое возмещение.
Вот какие выплаты сюда входят:
- владельцу повреждённого льдом автомобиля выдаётся направление на ремонт или перечисляется выплата деньгами,
- потерпевшие могут рассчитывать на возмещение убытков испорченным личным вещам (одежды, телефонов, ноутбуков), если последние пострадали во время ДТП,
- пострадавшим выплачивается сумма на лечение, восстановление, а в ряде случаев и за утраченный заработок,
- родственники и иждивенцы погибших в таком ДТП вправе получить выплаты в связи со смертью их кормильца + возмещение расходов на погребение человека.
Однако вышеназванные выплаты имеют предельный размер. Так, лимит для каждого из потерпевших составляет 400 тысяч рублей, а для пострадавших – не более 500 тысяч рублей.
А если страховая отказывает в возмещении ущерба?
Для начала следует выяснить, обоснован отказ или нет.
К примеру, если установить виновника ДТП так и не удалось или на машину не оформлен (просрочен) полис ОСАГО – на страховое возмещение можете даже не рассчитывать. А если решитесь судиться, потеряете время.
Однако в ряде случаев страховщики отказываются признать рассматриваемый нами случай страховым. Это уже незаконно. Порядок действий здесь будет стандартным. В 2019 году он претерпел изменения и теперь состоит из трёх взаимосвязанных этапов.
Алгоритм обжалования отказа:
- Направить страховщику заявление о разногласиях (она же досудебная претензия),
- Если выплат нет, подать такое же заявление финупу,
- В случае, если и омбудсмен не поможет, остаётся вариант с судом.
По итогу всех этих манипуляций есть высокие шансы взыскать со страховщика положенное возмещение, а вдобавок к нему неустойку + штраф за неисполнение компанией ваших изначальных требований.
Могу ли я взыскать расходы на ремонт с виновника аварии?
Да, в ряде случаев рублём отвечает и причинитель вреда.
Однако это происходит в двух случаях:
- если на машину не оформлено ОСАГО,
- либо если страховка есть, но тех сумм, что выплатил вам страховщик не хватает на восстановление ТС к доаварийному состоянию.
Во втором случае вы можете взыскать разницу между выплаченным страховой и реальными расходами на ремонт. К слову, выплат по ОСАГО не хватает на ремонт автомобиля новыми запчастями в 99% случаев из 100. Поэтому и требовать оставшуюся сумму приходится в гражданском порядке с того, с чьей машины оторвалась глыба льда и повредила ваше ТС.