- Особенности таких ДТП в том, что водитель не видит другие авто, которые попали в мёртвую зону, от чего происходит контакт.
- В 2025 году виновником аварий со слепой зоной всегда признаётся тот, кто допустил нарушение ПДД.
- Если обе машины одновременно перестраивались в одну полосу и столкнулись, виновным будет тот, кто занимал левую полосу. Здесь действует правило «помехи справа».
- При ДТП с грузовиком многое зависит от направления движения и того ТС, которое имело преимущество. Так, если фура ехала прямо, а из соседнего ряда и слепой зоны в неё въехал легковой автомобиль – виновником будет водитель такой машины.
- Аналогичная ситуация и на перекрёстке. Если большегруз едет в потоке машин по своему ряду, а из соседнего ряда ему в бок вклинится другая машина – налицо несоблюдение п. 8.4 ПДД со стороны второго водителя.
- А вот если фура поворачивала из левого ряда направо, и из-за слепой зоны водитель не заметил другой едущий по крайней правой полосе автомобиль – виноватым окажется шофёр фуры, поскольку здесь несоблюдение пункта 8.7 Правил.
- Иногда в мёртвую зону попадают бордюры, столбы и даже пешеходы. Если водитель ехал задним ходом, то виноват будет он.
- О том, что делать при таких авариях расписано в ПДД – порядок действия стандартный. Есть несколько условий, когда участники ДТП могут оформить европротокол.
- За сам факт попадания в аварию в мёртвой зоне нет штрафов. Однако их могут выписать за конкретные нарушения в ДТП (при перестроении, повороте, вред здоровью).
Водитель может соблюдать рядность, скоростной режим, требования дорожных знаков и всё равно угодить в ДТП. А всё из-за мёртвых зон, которые не просматриваются во время движения за рулём машины. В связи с этим некоторые автомобилисты считают, что слепая зона даёт им некое преимущество. Мол раз я не вижу часть пространства вокруг своей машины, значит не отвечаю за то, что там происходит, а о безопасности должны думать те, кто оказался в этой самой слепой зоне. Однако это не так! Виновность в ДТП имеет причинно-следственную связь с нарушением водителей. Зачастую виновниками аварий признают как раз тех, кто начал выполнение манёвра, не убедившись в отсутствии на их пути других машин, пешеходов, бордюров и прочих препятствий. Но бывает и наоборот. В статье будем выяснять тонкости ДТП в слепой зоне с учётом актуального законодательства и судебной практики.
Что такое слепая зона по ПДД?
Начнём с теории, а именно с уточнения понятий «мёртвая» или «слепая» зона. Однако если открыть Правила дорожного движения и попробовать найти там эти определения, то результат будет нулевым. Просто потому, что в ПДД подобные термины отсутствуют.
Тем не менее, в обиходе слепой зоной называют пространство вокруг автомобиля, которое находится вне обзора зеркал заднего вида. Проще говоря, это те участки проезжей части или тротуара, которые не попадают в поле зрения водителя.
А возникают мёртвые зоны в двух случаях:
- Если их загораживают кусты, деревья, другие авто, баннеры и прочие объекты инфраструктуры,
- Или когда водитель неправильно настроил зеркала заднего вида, либо эти зеркала физически не захватывают отдельные зоны вокруг ТС (особенно у фур), равно как если вы сами при выполнении манёвров редко крутите головой за рулём.
Отметим, что «слепые» области у легкового автомобиля и у грузовика – отличаются. Но в большинстве случаев не просматриваемыми со стороны водителя являются части бокового пространства (за пределами боковых зеркал), зона позади авто вне поля зрения зеркал, а также часть переднего пространства в районе бампера.
Мёртвые зоны легкового автомобиля Мёртвые зоны грузового транспорта (жёлтым цветом)Кто будет виноват при ДТП в слепой зоне?
Большинство споров по поводу виновности в ДТП со слепой зоной возникает из-за ошибочной трактовки права преимущества.
Есть категория водителей, которые полагают, что раз они не контролируют пространство вокруг машины сбоку и сзади, то не должны отвечать за оказавшиеся вне зоны их видимости автомобили. И в случае ДТП виновниками нужно считать водителей других машин, которые знали или должны были знать о мёртвой зоне, но всё равно в неё влезли.
Однако такая позиция не выдерживает никакой критики. Важной тонкостью нашего вопроса является то, что слепая зона не даёт никакого преимущества на дороге. Ключевым моментом при определении виновности в ДТП являются допущенные нарушения, которые лежат в прямой причинно-следственной связи с аварией. Именно в таком ключе работает судебная практика 2025 года.
Вот, к примеру, разъяснения одного из судов по поводу «мёртвой зоны»:
Доводы жалобы о том, что ДТП произошло из – за конструкции зеркала заднего вида, в результате чего второй автомобиль оказался в мертвой зоне, судом во внимание не принимаются, поскольку автомобиль, это источник повышенной опасности и зная об особенностях конструкции зеркала а/м Уаз, Фуртаев Е.В. должен был более ответственно подходить к осуществлению маневра перестроения и только будучи в полном объеме уверенным, в его безопасности, осуществлять маневр.
Таким образом, сама по себе мёртвая зона не даёт никакого преимущества водителю автомобиля. Суды справедливо отмечают, что у едущего за рулём есть обязанность соблюдать ПДД и совершать манёвры только в полной уверенности, что это не создаёт помех.
То есть на практике 2025 года виновность в ДТП взаимосвязана с нарушениями. Если один водитель соблюдал Правила дорожного движения, а другой автолюбитель оказался в его мёртвой зоне, но при этом не уступил дорогу или создал помеху – виновным в ДТП признают этого нарушителя, а не того, из чьей слепой зоны «вынырнул» автомобиль.
Вот выдержка из другого дела с примером такого разбора:
Причиной столкновения автомобилей «ВАЗ 21703» и «Урал» явилась именно непредставление Тихоновым А.А. преимущества в движении автомобилю «Урал» под управлением ФИО3 Поскольку автомобиль «Урал» двигался в колонне автомобилей за автобусом, а водитель Тихонов А.А., желая сократить путь своего движения, управляя автомобилем «ВАЗ 21703», въехал между указанными транспортными средствами, то именно он создал помеху в движении автомобилю «Урал».
И ниже мы разберём несколько ситуаций.
При одновременном перестроении автомобилей
Это наиболее распространённая ситуация с «участием» слепой зоны.
Суть в следующем: оба транспортных средства движутся попутно. Один водитель совершает опережение, а второй в этот же момент перестраиваться в соседний ряд. Но поскольку первый автомобиль оказывается в мёртвой зоне, второй водитель не видит его манёвра – в результате чего происходит ДТП.
Проблема в том, что законодательство 2025 года не указывает, что имеется в виду под «одновременным перестроением». По логике это два манёвра, совершаемые в одно и то же время. Однако на практике один манёвр может начаться раньше, чем второй – и тем не менее ТС столкнутся в конечной точке. Это порождает некие сложности с определением виновника ДТП.
Но на самом деле единая позиция уже выработана. При одновременном перестроении автомобилей, которые движутся в одном и том же направлении действует правило «помехи справа» – уступают тому, кто перестраивается из правого ряда в левый, о чём указано в пункте 8.4 ПДД. И это тот известный на практике случай, когда виновником будет не уступивший водитель. Даже если дело произошло в его слепой зоне. Даже если он на секунды раньше начал перестраиваться, но автолюбитель справа оказался в итоге на полосе раньше.
Если ДТП с грузовиком
А вот тут не всё так однозначно.
Определение виновности в ДТП с легковой и грузовой машиной также лежит в прямой связи с нарушением ПДД кем-то из водителей (или обоими сразу). И в этом смысле мы имеем дело с перестроением только одного ТС, в то время как вторая машина движется по своей полосе и не изменяет направления движения.
Вспоминаем пункт 8.4 Правил:
При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
Отсюда получаем, что в аварии с перестроением невиновным окажется тот, у кого было преимущество и кто двигался прямо без изменения направления своего движения. А теперь спроецируем эту ситуацию на слепую зону:
- Если большегруз двигался в своём ряду, в потоке других машин, а водитель легкового автомобиля совершил перестроение из «мёртвой зоны» в его полосу – виновником ДТП будет признан ехавший на легковом ТС, поскольку он нарушил пункт 8.4 ПДД,
- Обратная ситуация, уже с виновностью водителя грузовика – если тот не заметил двигавшийся по соседнему ряду авто и перестроился в аккурат в него.
Как видно, наличие мёртвой зоны особого значения не имеет. В 2025 году главным фактором в пользу виновности в ДТП является допущение нарушения при перестроении в левый или правый ряд.
Если фура поворачивала направо из левой полосы
Виновником будет водитель фуры.
Здесь нужно знать особенности маневрирования длинных фур. Из-за своих габаритов им непросто совершить поворот направо напрямую из крайней правой полосы, как это предписывает пункт 8.5 ПДД.
Поэтому на этот счёт в Правилах есть уточнение как раз применительно к фурам:
8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
Однако, когда фура поворачивает направо с левой полосы обнажается распространённая проблема с мёртвыми зонами. У большегрузов их гораздо больше, чем у легковых автомобилей. Поэтому, в момент, когда «автопоезд» начинает поворачивать, его крайняя правая полоса окажется в слепой зоне и оттуда может появиться другая машина. Как результат – фура зажимает это ТС между кузовом и бордюром.
Виновными в таких ДТП признают водителей грузового транспорта. Ещё раз обратите внимание на последнюю фразу из пункта 8.7 Правил – при условии отсутствия помех другому автотранспорту. Если же такие помехи создаются (а в нашем случае это авария), налицо нарушение ПДД со стороны шофёра фуры.
И совершенно неважно, что дело происходило в мёртвой зоне «автопоезда». Никакого упоминания об этом факте в Правилах дорожного движения нет.
Если наехал на бордюр, столб или иной предмет
В слепой зоне могут оказаться не только другие машины. Нередко туда попадают и другие препятствия: бордюры, столбы, заграждения и, конечно, пешеходы. Обычно это происходит, когда водитель сдаёт задним ходом.
Пункт 8.12 ПДД разрешает движение задним ходом только в тех случаях, когда манёвр не создаёт помех другим участникам дорожного движения и в целом безопасен для них. В случае наезда на недвижимое препятствие или человека виновником ДТП признают водителя.
Что делать участникам ДТП в мёртвой зоне?
Порядок действий при ДТП описан в пунктах 2.5 – 2.6.1 Правил дорожного движения. Участникам аварии нужно лишь следовать инструкции, в зависимости от обстоятельств и последствий аварии:
- Остановиться, не покидать место происшествия,
- Выставить знак аварийной остановки и поставить машину на «аварийку»,
- Оценить, есть ли пострадавшие и погибшие – при необходимости вызывать им скорую или отправить их на попутке в больницу,
- Решить, как будет оформлено ДТП: по упрощённому порядку или с помощью сотрудников ГИБДД.
- Во втором случае позвонить в полицию и сообщить о случившемся.
- Зафиксировать обстоятельства аварии на фото и видео, поискать свидетелей, после чего, если автомобили мешают проезду других машин – убрать их с проезжей части.
Можно ли оформить европротокол?
Да, можно.
Оформление ДТП по европротоколу – это упрощённый порядок. Для его применения должны одновременно соблюдаться обязательные условия, прописанные в ст. 11.1 ФЗ Об ОСАГО. Если хотя бы одно из условий не выполнено – придётся звонить в ГИБДД.
Для составления извещений о ДТП по упрощённому порядку в происшествии должно участвовать две машины, у обоих водителей есть ОСАГО, отсутствуют пострадавшие и нет вреда иному имуществу, кроме этих двух автомобилей, а сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей (или 400 тысяч – при ряде условий оформления ДТП).
Есть ли штрафы за попадание в аварию в мёртвой зоне?
Нет.
Попадание в аварию в слепой зоне не грозит водителям никаким наказанием именно за данный факт. Тем не менее, ДТП предшествует нарушение с чьей-то стороны. Именно за несоблюдение ПДД при авариях в 2025 году предусмотрена административная или уголовная ответственность:
- за неуступление дороги автомобилю, который имеет преимущество – штраф 500 рублей или предупреждение (часть 3 ст. 12.14 КоАП),
- за не включённый поворотник перед совершением манёвра – такое же наказание, но уже по части 1 той же статьи,
- за причинение лёгкого или среднего вреда здоровью – от штрафа 2 500 рублей до лишения прав на 2 года по ст. 12.24 КоАП, либо статья 264 УК РФ – за тяжкий вред здоровью или смертельное ДТП,
- и другие.
Штрафов от ГИБДД не будет, если вы со вторым водителем оформите европротокол (при соблюдении условий, конечно же). Тогда инспекторы даже не узнают, что вы что-то нарушили, поскольку не приедут на место аварии.
Судебная практика по ДТП в слепой зоне
На практике встречается немало судебных споров по делам о ДТП в мёртвой зоне. В основном водители пытаются обжаловать своё привлечение к ответственности за нарушения, либо идёт гражданский процесс по взысканию ущерба с виновника происшествия.
Рассмотрим несколько примеров:
- На перекрёстке грузовик наехал на легковушку, но нарушителем признали второго водителя. Он пытался обжаловать постановление, но суд отклонил его жалобу – ключевым моментом стало то, что шофёр «Урала» ехал без смены направления и имел преимущество, а вклинившуюся легковушку не заметил только из-за мёртвой зоны впереди (Решение № 12-38/2020 от 19 мая 2020 года).
- А в этом деле водитель из крайнего левого ряда перестроился в крайний правый, где произошло ДТП с другим едущим авто. Он просил суд признать обоюдную вину, полагая, что не заметил едущую сзади машину из-за слепой зоны – но суд ему отказал, посчитав, что водитель обязан был следить за рядами по зеркалам (Решение Ленинского районного суда г. Тюмени № 12-518/2020 от 13 июля 2020 года),
- Уральскому автолюбителю вменили неуступление дороги и назначили штраф 500 рублей, однако нарушитель не согласился и подал жалобу – суд установил, что оба водителя одновременно перестраивались из среднего ряда в левый, в результате чего и произошло столкновение. В итоге суд прекратил дело в связи с недоказанностью обстоятельств.
- Ещё одно дело, где автомобиль сбил пешехода на территории парковки супермаркета. Позже выяснилось, что пеший участник оказался в слепой зоне транспортного средства, а в результате ДТП получил закрытый перелом лодыжки – суд признал виновником ДТП водителя и назначил ему штраф 15 тысяч рублей по части 2 ст. 12.24 КоАП (Постановление № 5-1047/2020 от 30 июля 2020 года).