- Сразу скажем, что не любое ДТП в 2024 году можно оформить по европротоколу.
- Для возможности применить упрощённый порядок должен выполняться ряд обязательных условий. Иначе – только вызов ГИБДД.
- Все эти критерии прописаны в ст. 11.1 Закона Об ОСАГО, и, что важно – должны выполняться одновременно.
- Так, для составления европротокола у обоих участников ДТП должны быть действующие ОСАГО, вред только двум автомобилям, наличие столкновения (контакта) машин, отсутствие пострадавших людей и два условных критерия – отсутствие разногласий по обстоятельствам аварии и сумма ущерба до 100 тысяч рублей.
- Если вы заполняли электронное извещение о ДТП и зафиксировали обстоятельства аварии через мобильное приложение, то при отсутствии разногласий лимит выплат составит до 400 тысяч рублей.
- От водителей требуется заполнить бланк с лицевой и оборотной стороны, нарисовать схему ДТП, а затем каждому в 5-дневный срок передать извещения в свои страховые компании.
- С момента ДТП в течение 15 дней нельзя ремонтировать и утилизировать автомобили. В противном случае виновнику грозит регресс от страховой компании.
- Если лимита выплат по «еврику» не хватает на ремонт, недостающую сумму можно взыскать с причинителя вреда. На это указывает Верховный Суд в одном из своих новых Постановлений Пленума по вопросам ОСАГО.
- 1. Как правильно действовать после ДТП: вызвать ГИБДД, составить европротокол или просто разъехаться?
- 2. В каких случаях можно оформить аварию по европротоколу?
- 3. Значит в остальных случаях нужно вызывать ГИБДД?
- 4. Различается ли лимит выплат по бумажному и электронному европротоколу?
- 5. Как правильно заполнить извещение о ДТП?
- 6. Оформили аварию по упрощённому порядку – что дальше?
- 7. Вызвали инспекторов, а они заставляют оформлять ДТП по европротоколу – обязаны ли мы соглашаться?
При попадании в ДТП водители должны чётко соблюдать инструкции законодательства. А оно, в свою очередь, предоставляет выбор, как оформить происшествие: по европротоколу или с вызовом сотрудников ГИБДД. И всё бы ничего, но этот выбор часто ставит участников ДТП в тупик. Не все автовладельцы знают, когда можно обойтись без вызова сотрудников полиции, а в каких случаях нельзя. Заблуждений здесь предостаточно. Например, мало кто в курсе, что при бесконтактных авариях европротокол невозможен. И, напротив, даже наличие разногласий в одном случае всё же даёт возможность оформить инцидент по упрощённому порядку. В статье будет выяснять, при каких критериях можно самим заполнять европротокол, когда нужны сотрудники ДПС, каким будет возмещение по ОСАГО и что делать при недостаточной сумме.
Как правильно действовать после ДТП: вызвать ГИБДД, составить европротокол или просто разъехаться?
Универсального порядка действий здесь нет. Существует лишь ряд требований, при выполнении которых вы можете оформить происшествие по упрощённому порядку. В остальных случаях придётся вызывать ГИБДД.
Где искать эти законные требования? Отсылку на этот перечень можно найти в Правилах дорожного движения, а сами требования содержатся в другом нормативно-правовом акте – Федеральном законе Об ОСАГО.
Что мы здесь имеем:
- итак, по умолчанию пункт 2.5 ПДД обязывает водителей вызвать на место аварии сотрудников полиции,
- однако в пункте 2.6.1 Правил уточняется, что при выполнении условий для упрощённого оформления аварии, её участники могут обойтись без вызова инспекторов, и самостоятельно заполнить бланки извещений о ДТП,
- и тут же приводится ссылка на все эти условия – они содержатся в статье 11.1 ФЗ Об ОСАГО,
- а еще указывается, что при выполнении этих законных условий водители могут вообще не писать европротокол, а просто разъехаться. Однако на практике лучше перестраховаться и составить как минимум расписку о возмещении ущерба и отсутствии претензий, иначе есть риск быть привлечённым за скрытие с места ДТП.
Таким образом, в 2024 году возможность оформления европротокола тесно связана с рядом законных требований. Причём требуется выполнение каждого из них, а не только одного-двух. Так вот, если вы проверили, и все эти критерии соблюдаются после вашего ДТП – можно не вызывать полицию, а самостоятельно заполнить извещение.
Строгость в этом вопросе связана прежде всего с исключением мошеннических схем и подставных аварий. Страховым компаниям важно убедиться, что ДТП действительно произошло, в нём пострадали только автомобили, а механика столкновения соответствует заявленным вами повреждениям.
В каких случаях можно оформить аварию по европротоколу?
Мы несколько раз упоминали об условиях оформления ДТП по европротоколу. Настало время поближе познакомиться с каждым из них.
Вред только двум автомобилям
Первым критерием является причинённый ущерб.
Для фиксации обстоятельств ДТП по упрощённой схеме, необходимо, чтобы повреждения получили только два транспортных средства (включая машины с прицепами) – которые, собственно, столкнулись друг с другом.
Проще говоря, если после ДТП:
- есть ущерб другим автомобилям, помимо тех двух ТС, которые столкнулись друг с другом,
- причинён ущерб дорожной инфраструктуре (светофору, знакам, столбам, отбойникам),
- пострадало личное имущество водителей или пассажиров (телефон, ноутбук, посуда, бытовая техника),
- испачкалась или порвалась одежда пешеходов,
- или есть иные повреждения…
… о составлении европротокола можно сразу забыть, поскольку не выполняется одно из обязательных условий – наличие повреждений, кроме самих машин участников ДТП.
ДТП со столкновением
Вторым неотъемлемым критерием для возможности составить извещение в 2024 году является наличие столкновения транспортных средств. Но почему-то этот момент многие упускают из виду или вообще не знают о нём. А зря! Если не было столкновения и составлен европротокол – страховая откажет в возмещении ущерба.
Поэтому будьте внимательны на месте происшествия. На дорогах существует немалое количество бесконтактных ДТП, когда безрассудные действия одного водителя приводят к тому, что другой уходит от столкновения и в результате врезается на своей машине в дерево или в забор.
Да, в этом случае мы имеем дело с причинением ущерба транспортному средству. Однако автомобили не столкнулись – а факт столкновения является одним из обязательных условий пп. «б». п. 1 ст. 11 ФЗ Об ОСАГО, когда вы можете оформить ДТП по европротоколу. Если контакта не было, придётся вызывать сотрудников полиции, в том числе, если нарушитель спровоцировал бесконтактную аварию и уехал.
Нет пострадавших и погибших
Третье условие – не должно быть пострадавших и уж тем более погибших в ДТП людей.
Шутка ли, но если в результате экстренного торможения сам водитель или кто-то из его пассажиров разобьёт нос – это будет считаться пусть и лёгким, но вредом здоровья. А значит оформлять европротокол уже нельзя, и нужно вызывать ГИБДД.
Оба участника аварии – с полисами ОСАГО
Ещё одним обязательным критерием является наличие полисов ОСАГО у обоих водителей, причастных к ДТП.
То есть нельзя оформить европротокол:
- если хотя бы у одного из двух участников нет полиса ОСАГО,
- если у кого-то или сразу у обоих страховка просроченная (истёк срок её действия),
- если страховой полис поддельный.
Поэтому, прежде чем приступать к оформлению ДТП, необходимо проверить, есть ли полис ОСАГО у второго водителя и действительна ли страховка на момент происшествия.
Всё что вам нужно – иметь под рукой устройство с выходом в интернет. На сайте РСА есть сервис для проверки ОСАГО. Достаточно вбить туда данные машины или реквизиты страховки – и система выдаст информацию об интересующем полисе. Если с ним всё в порядке, вы увидите статус «находится у страхователя». Иные результаты поиска говорят о том, что полис недействительный, а значит составить европротокол уже не получится.
Отсутствуют разногласия по обстоятельствам ДТП (условно)
Тот или иной участник ДТП может справедливо не соглашаться с обстоятельствами произошедшего. И на первый взгляд кажется, что в таком случае европротокол оформлять нельзя. Но на самом деле в 2024году это допускается.
Да, в пункте 1 ст. 11 Закона Об ОСАГО прямо указано, что разногласий об обстоятельствах аварии быть не должно. Но тут же приводится отсылка к пункту 6. А в нём сказано, что при наличии разногласий по обстоятельствам произошедшего можно не вызывать сотрудников ГИБДД, но в таком случае:
- придётся указать разногласия в извещении,
- и обязательно зафиксировать обстоятельства аварии с помощью мобильного приложения («ДТП. Европротокол» или «ГосуслугиАвто»).
Суть в том, что фиксация аварии техническими средствами позволит в дальнейшем передать информацию страховщику без корректировки со стороны водителей. То есть здесь исключается фактор вмешательства заинтересованных лиц. И дальше уже страховщик будет разбираться с тем, кому и сколько возмещать.
Сумма ущерба – до 100 тысяч (за исключением исключения)
Обратите внимание, что европротокол может составляться лишь в том случае, если ущерб от ДТП не превышает установленного законом лимита. В случае с упрощённым порядком он составляет 100 тысяч рублей. Однако при фиксации происшествия с помощью приложения эта сумма увеличивается до 400 тысяч рублей – как и при оформлении ДТП с помощью сотрудников полиции.
И тут есть два подводных камня:
- Оценить на глаз, во сколько обойдётся ремонт автомобиля и уложится ли он в стандартные 100 тысяч – довольно сложно. После ДТП могут быть скрытые повреждения, выявить которые на дороге вы вряд ли сможете без специальных знаний и оборудования,
- Страховщик считает сумму ремонта по Единой методике и справочникам РСА, и даже лимита по европротоколу часто не хватает.
Поэтому здесь вам нужно либо оценивать повреждения совместно с экспертом, либо не рисковать и всё же вызывать сотрудников ГИБДД, чтобы они оформили ДТП и лимит был до 400 тысяч рублей. Ну и третий вариант – фиксировать обстоятельства происшествия с помощью мобильного приложения.
Значит в остальных случаях нужно вызывать ГИБДД?
При несоблюдении хотя бы одного из вышеперечисленных условий единственным вариантом оформления ДТП станет вызов сотрудников полиции. По сути это универсальный вариант. Вы можете сообщить об аварии в ГИБДД даже при соблюдении всех критериев оформления про упрощённой схеме – это ваше право.
Когда не обойтись без полиции при ДТП:
- если вред причинён другому имуществу (третьему автомобилю, телефонам, одежде, дорожным ограждениям),
- если второй участник скрылся с места аварии – извещение о ДТП заполняется обеими сторонами, и логично, что вы не сможете сами заполнить европротокол за себя и за того парня,
- если у вас нет бланков извещений – хотя в этом случае никто не запрещает, к примеру, попросить их у проезжающих водителей или позвонить аварийным комиссарам (которые не только привезут бланки, но и помогут оформить ДТП – за ваши деньги, разумеется),
- если авария произошла с участием каршеринговой машины – практически все такие фирмы прямо указывают в договоре услуг, что дорожно-транспортные происшествия с участием арендованных машин должны оформляться только с помощью инспекторов ДПС,
- если у одного из участников ДТП оформлена «Зелёная карта» – да, это тоже страховой полис, но в данном случае его наличие не является заменителем российского полиса ОСАГО, а для «еврика» нужна именно наша страховка.
Пожалуй, самое неприятное при вызове сотрудников ГИБДД кроется для того водителя, чьи действия привели к аварии. Прибывшие инспекторы наверняка установят факт нарушения, а значит не преминут возможностью выписать штраф (если за это нарушение есть санкция в КоАП). Также могут быть штрафы и за другие нарушения – отсутствие ОСАГО, водительских прав, езду с неисправностями, неправильную парковку, невыполнение требований после ДТП и т.п.
Различается ли лимит выплат по бумажному и электронному европротоколу?
Да.
Выбранный вами способ оформления ДТП непосредственно влияет на максимальную сумму выплаты в рамках ОСАГО. По общим правилам части 4 ст. 11.1 Закона Об ОСАГО, страховая выплачивает по европротоколу не более 100 тысяч рублей:
4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи.
Однако, если сделать фотофиксацию повреждений через мобильное приложение, данные поступят в базу страхования, а вы сможете рассчитывать на бо́льшую сумму лимита – в 400 тысяч рублей. Но только при отсутствии разногласий, разумеется.
Как правильно заполнить извещение о ДТП?
Бумажный бланк извещения состоит из двух сторон – их нужно заполнить личными данными, обстоятельствами ДТП, сведениями о транспортных средствах и другой информацией. Вписывать нужные сведения придётся шариковой ручкой. Фломастер, карандаш и гелевая рука не подойдут.
Что указывать в извещении о ДТП (на лицевой стороне):
- Один участник заполняет информацию в графе «Транспортное средство А», а второй водитель – «Транспортное средство В»,
- Дату и место совершения аварии,
- Собственника машины, её модель, марку и того, кто находился за рулём в момент столкновения,
- Информацию о свидетелях,
- Наименование вашего страховщика,
- Повреждения своего автомобиля (желательно конкретизировать их как можно точнее),
- Замечания, обстоятельства и схема ДТП,
- Подписи водителей,
На оборотной стороне извещения нужно изложить обстоятельства происшествия именно так, как вы их понимаете и видите. Например, указать, откуда вы выезжали, какими знаками или разметкой регулировалась дорожная обстановка, видели ли вы машину второго участника ДТП, где она находилась и по какой причине произошло столкновение. При наличии разногласий нужно указать их на этой же оборотной стороне бланка.
Электронное извещение заполняется через мобильное приложение – например, «Госуслуги Авто». Система даст подсказки, что и где писать, а также как направить ссылку (QR-код) для подтверждения второму участнику аварии.
Также обращаем ваше внимание, что для электронного заполнения европротокола у обоих водителей должны быть учётные записи на Госуслугах. При отсутствии таковой хотя бы у одного из участников аварии – система просто не позволит внести информацию в цифровое извещение о ДТП.
Оформили аварию по упрощённому порядку – что дальше?
После прохождения квеста с заполнением европротокола, остаётся несколько шагов для получения страхового возмещения.
В первую очередь потерпевший и виновник ДТП должны передать заполненные ими бумажные извещения каждый в свою страховую. Сделать это нужно в течение 5 дней с момента оформления дорожного инцидента. Как подавать, каждый решает сам: лично в офисе, по почте или по доверенности. Однако за несоблюдение пятидневного срока в законе 2024 года нет никакой ответственности. То есть виновнику ДТП не грозит регресс, а потерпевшему не откажут в страховом возмещении.
Ещё один момент касается ремонта автомобиля. С момента происшествия есть 15 дней (без учёта праздников), когда участникам ДТП нельзя приступать к восстановлению или утилизации автомобилей (пункт 3 ст. 11.1 ФЗ № 40 Об ОСАГО). А вот за нарушение этого требования ответственность уже есть. Так, если виновник починит машину раньше 15-дневного срока с даты ДТП, страховая выкатит ему регрессное требование, и тогда придётся возмещать потерпевшему все расходы за свой счёт.
В свою очередь, у потерпевшего есть срок давности в 3 года, чтобы подать в страховую заявление о возмещении. Правда, медлить с ремонтом автомобиля также не стоит, поскольку он быстро изнашивается.
А если выплат не хватило на ремонт – могу ли я взыскать недостающую сумму на ремонт с виновника?
Ввиду небольшой суммы возмещения ущерба по «еврику» и завышенных цен на запчасти в 2024 году насчитанной страховщиком суммы по ОСАГО может не хватить для восстановления автомобиля. К счастью, из этого положения есть выход. Он заключается в том, что потерпевший требует недостающую сумму на ремонт с виновника ДТП.
Судебная практика в таких спорах на стороне потерпевших. Так, в пункте 27 нового ППВС №31 указано, что требовать от страховщика выплату нельзя, а ниже отмечается, что:
С требованием о возмещении ущерба в части, превышающей размер надлежащего страхового возмещения, потерпевший вправе обратиться к причинителю вреда.
То есть ВС РФ справедливо считает, что если размера возмещения по европротоколу не хватит к восстановлению ТС к доаварийному состоянию, это не означает, что потерпевшему придётся доплачивать из своего кармана. В данном случае мы говорим о возмещении ущерба причинителем вреда, как того требует пункт 1 ст. 1064 ГК РФ.
Поэтому можно требовать разницу между выплаченной страховщиком суммой и реальными затратами на ремонт (по чекам и договорам) с виновника ДТП. Но имейте в виду – возможно, для этого придётся обращаться в суд, поскольку добровольно платят не все виновники аварий, тем более оформленных по упрощённой схеме. У нас также есть статья о том, что делать после выигрыша в суде о взыскании ущерба.
Вызвали инспекторов, а они заставляют оформлять ДТП по европротоколу – обязаны ли мы соглашаться?
Нет, не обязаны.
И тому есть три причины:
- Во-первых, оформление европротокола – это всего лишь возможность, а не обязанность участников ДТП. Принудить вас к заполнению извещения никто не может. В том числе прибывшие на место происшествия инспекторы,
- Во-вторых, вы можете вообще не знать, как правильно оформлять ДТП по упрощённому порядку (знать это закон вас также не обязывает),
- И, в-третьих, у вас могут возникнуть логичные сомнения в сумме ущерба – вы не являетесь авто-экспертом и можете не разбираться в технической «начинке» своей машины, а лимит по европротоколу без фотофиксации составляет всего 100 тысяч рублей, которых может не хватить на ремонт.
Поэтому если дежурный ГАИ или прибывшие оттуда инспекторы пытаются заставить вас составить европротокол, вы вправе вежливо отказаться и попросить их самих оформить вашу аварию. В случае отказа можно позвонить по «телефону доверия» или по номеру 112 с жалобой на бездействие инспекторов ДПС. За отказ в оформлении аварии им грозит штраф и дисциплинарные санкции.