- В Правилах дорожного движения сказано, что перед началом любого манёвра водитель обязан включить поворотники, чтобы не вводить остальных в заблуждение (они не экстрасенсы).
- Однако их не включение само по себе не влияет на виновность в ДТП. Требуется установить причинно-следственную связь с происшествием. Обычно её устанавливают в ходе автотехнической экспертизы.
- Например, если вы уже начали обгон машины, а её водитель вдруг решил повернуть налево, проигнорировав включение светового сигнала о манёвре – виноватым в ДТП признают этого автолюбителя. В статье приводим судебную практику.
- Другое дело, когда вы уступаете дорогу на въезде с второстепенной дороги. Даже если другой водитель будет ехать с включённым поворотником, а вы раньше времени начнёте движение и столкнётесь с этим автомобилем – «завиноватят» вас, как нарушившего п. 13.9 ПДД, но есть вариант с обоюдной виной.
- Аналогично и в том случае, если у машины горел правый поворотник, а она повернула налево, когда вы обязаны были уступить дорогу.
- На практике после таких ДТП инспекторы любят вменять несоблюдение п. 10.1 Правил (выбранная скорость) – за это нет штрафа, но такое определение влияет на вашу виновность.
- Поэтому имейте в виду, что в ваших интересах иметь видеозапись инцидента, схему, свидетелей и другие доказательства.
- Штраф за неиспользование световых сигналов при маневрировании составляет 500 рублей по ч. 1 ст. 12.14 КоАП.
Виновником ДТП признаётся тот водитель, чьё нарушение имеет причинно-следственную связь с происшествием. Можно ли считаться таковым не включённый поворотник автомобиля? Да, но с оговорками. Несмотря на то, что ПДД предписывает водителям информировать других участников дорожного движения о начале каждого своего манёвра, в случае ДТП этот аргумент может не сработать. Просто потому, что приехавшие инспекторы редко учитывают тот факт, что в момент аварии ТС совершало манёвр без работающих поворотников. Или, наоборот, водитель включил их, но маневрирование в итоге не состоялось. Обычно в таких авариях вменяют обоюдную вину или делают крайним того, кто был введён в заблуждение от не включённого поворотника. Но бывает иначе. В статье разберём все эти моменты и расскажем, как доказать невиновность в таком происшествии.
Что говорят ПДД о пользовании поворотниками?
В 2024 году права и обязанности водителей детально урегулированы Правилами дорожного движения. Ответ на наш вопрос содержится в Разделе 8 – он посвящён началу движения и маневрированиям. На дороге нет экстрасенсов. Поэтому каждый водитель обязан предупреждать других автолюбителей о готовящемся манёвре со своей стороны – для этого и предусмотрены правые и левые поворотники.
Итак, пункт 8.2 ПДД предписывает, что световые сигналы нужно включать заблаговременно, а также не сбивать с толку других автолюбителей:
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
В том же пункте есть ещё одно дополнение – о том, что включённый поворотник не даёт преимущества и не снимает с водителя обязанности принимать меры предосторожности.
А ещё не стоит забывать о положении п. 8.1 ПДД и его предписании не создавать опасности и помех другим автомобилям при выполнении манёвра. То есть мигающий световой сигнал – не индульгенция в таких случаях.
Ну и, вспоминаем из ПДД, что водитель должен включать поворотники при любых манёврах, которые связаны началом движения, поворотом (направо, налево), с перестроением, разворотом, при обгоне и при въезде/выезде на круговое движение. А при завершении вышеназванных манёвров следует отключить поворотники, чтобы не сбивать с толку других водителей.
ДТП с не включённым поворотником – кто виноват?
И здесь мы имеем неоднозначную судебную практику. С одной стороны, налицо факт введения в заблуждение от не включённого или включённого с ошибкой поворотника. С другой стороны – виновниками таких ДТП часто делают тех, кто допустил наезд на указанный авто. Но не всегда.
Как определяется виновность?
Вопреки расхожему мнению, виновность в любом ДТП устанавливает только суд. Это делается на основе обстоятельств и тех материалов, которые составят инспекторы ГИБДД. В частности, ключевым здесь являются постановления и определения об административном правонарушении. Виновником аварии признаётся тот, кто допустил такое нарушение, которое находится в причинно-следственной связи с происшествием.
Нюансы определения виновности в ДТП с не включённым поворотником:
- Так, если водитель допустил маневрирование с не мигающим поворотником, с его стороны очевидно нарушение п. 8.1 или 8.2 Правил, что считается несоблюдение правил пользования световыми сигналами,
- Точно так же, если автовладелец показал, что хочет повернуть направо/налево, а сам продолжил движение вперёд, в результате чего произошло ДТП – и здесь мы имеем дело с нарушением ПДД, а именно введением в заблуждение другого водителя,
- Кроме того, из-за не работающего поворотника создаётся аварийная ситуация. Другие водители вынуждены реагировать на внезапный пируэт того, кто создал проблему – причём времени среагировать на эту ситуацию у них не много. Зачастую даже нет возможности оттормозиться без столкновения.
- Тем не менее, пункт 10.1 ПДД обязывает водителей выбирать скорость и успевать реагировать на опасные ситуации на дороге. Именно этот пункт Правил любят «выписывать» инспекторы на месте инцидента.
Но в любом случае суды должны оценить обстоятельства в совокупности. Прежде чем выносить постановление о виновности того или иного водителя, им надлежит изучить схему ДТП, отсмотреть видеозаписи, ознакомиться с рапортом инспекторов и объяснениями самих автолюбителей.
В особо сложных делах пролить свет может автотехническая экспертиза. О её проведении можно ходатайствовать либо перед разбором в ГИБДД, либо непосредственно в суде.
Эксперту задаются несколько вопросов о ДТП, на которые он должен дать ответы после изучения всех вводных. И один из ключевых вопросов звучит следующим образом: имели ли вы возможность затормозить, избежав столкновения с машиной, чей водитель не включил поворотник? Если успели бы – виновным признают вас, а если нет – того, кто создал аварийную ситуацию не включением или, наоборот, включением, мигающих сигналов.
Давайте рассмотрим несколько частных ситуаций с позиции виновности.
Ситуация №1. Водитель не включил поворотник, а затем внезапно совершил манёвр
Наиболее распространённая ситуация на практике.
Обычно это следующие манёвры без указателя поворота:
- водитель ехал прямо, а затем резко решил повернуть направо,
- перестроился на соседнюю полосу,
- приступил к обгону впереди едущей машины,
- начал движение от обочины или края проезжей части в левый ряд (по диагонали),
- и другие.
Основная проблема в таких ДТП связана с введением в заблуждение других водителей. Последние видят, что впереди едущий не показывает указателями о намерении свернуть с пути и начинают набирать скорость с целью совершить обгон. Но в итоге тот автолюбитель поворачивает влево – в результате чего сзади едущий либо врезается в эту машину, либо сам уходит левее, где также может произойти ДТП с другими авто, ограждением или, не дай Бог, людьми.
Как итог, исход определения виновности может быть следующим:
- Виновным признают вас, указав на то, что вы неверно выбрали скорость и не смогли вовремя остановиться, как предписывает пункт 10.1 или 9.10 Правил – за несоблюдение дистанции,
- Нарушителем ПДД будет признан водитель, который не включил поворотник, но при этом обязан был уступить вам дорогу (например, при перестроении со своей полосы на вашу),
- Установят обоюдную вину в происшествии (к примеру, на 20% за тем, кто не включил поворотники и 80% за водителем, который въехал в него).
На практике 2024 года, чаще всего виноватят того, кто ехал сзади или въехал в маневрирующую машину сбоку. И далеко не факт, что прибывшие на место ДТП инспекторы вообще обратят внимание, что другой водитель совершал манёвр с не работающим поворотником.
Поэтому в ваших интересах иметь запись регистратора, где видно, что световые указатели другой машины в тот момент были выключены. Также необходимо дать грамотные объяснения, указав, что вы ехали с разрешённой скоростью, ПДД не нарушали и не могли предвидеть манёвра второго участника ДТП, поскольку этот манёвр был совершён неожиданно для вас и вы никак не могли на него среагировать.
Вот пример решения суда, где водитель начал обгон впереди едущего автомобиля, а тот без включения поворотника свернул налево, в результате чего произошёл контакт машин. Ещё одно решение суда из Забайкалья, где водитель автогрейдера без включённых поворотников начал маневрирование влево, в результате чего обгоняющая его машина врезалась в ковш, пострадали пассажиры машины – виновником ДТП суд признал водителя грейдера, его лишили прав на 1,5 года.
Ситуация №2. Включил поворотник, но не повернул
Есть водители, которые забывают отжать переключатель на руле и некоторое время едут с включенным поворотником. В результате другие участники ДД пребывают в заблуждении от истинных намерений этого автомобилиста. Другие автолюбители уже в ходе мигания сигнала передумывают совершать манёвр (например, если впереди знак 3.27 «Остановка запрещена» или заезд в тупик).
Но тут нужно быть внимательным!
Да, тот, кто едет с включённым поворотником вводит других водителей в заблуждение и нарушает пункт 8.2 ПДД. Однако, если он имеет преимущество в движении, а вы уступаете ему при въезде с прилегающей территории – начало движения с вашей стороны до того, как этот автомобиль с включённым поворотником разминётся с вами, делает нарушителем уже вас. То есть в данном случае речь идёт о несоблюдении п. 13.9 ПДД, а значит, с большой долей вероятности, виновным в ДТП сделают вас.
На будущее, чтобы не попадать в такие инциденты, нужно запомнить простое правило: не смотрите на световые указатели – ждите завершения манёвра транспортного средства. Если его водитель уже начал поворачивать, можно готовиться к своему действию. А вот если он едет прямо с включённым поворотником – вы его спокойно пропустите, а затем вырулите в нужный поток. То есть мигающий сигнал у машины на главной дороге не должен становиться для вас автоматическим призывом к выезду.
Вот пример, в котором довод истца о том, что «второй участник включил поворотник, а не повернул, в связи с чем произошло ДТП» не нашло отклика у суда, который в итоге оставил в силу наказание за невыполнение требований занять крайнюю полосу для поворота или разворота.
Ситуация №3. Мигал левый сигнал, а свернул направо (или наоборот)
Ещё одна распространённая ситуация, когда водитель путает правый и левый поворотник. Несмотря на абсурдность ситуации, ехавшему сзади обычно не до веселья – именно его чаще всего признают виновным в таком ДТП.
А всё из-за устоявшейся практики ГИБДД вменять универсальный п. 10.1 Правил. Даже если вы сообщите прибывшим инспекторам, что другой участник аварии включил левый сигнал, а сам повернул направо – услышите возражение, что нужно было держать дистанцию и правильно выбирать скорость движения.
Поэтому стоит быть готовыми, что инспекторы напишут в определении, якобы вы выбрали неверную скорость. И если вы не согласны с этим, придётся подавать гражданский иск в суд о распределении степени вины. Там не обойтись без видеозаписи, показаний свидетелей и других доказательств того, что второй участник ДТП ввёл вас в заблуждение и как минимум в происшествии есть и его вина тоже.
Но и здесь в 2024 году не всё так просто. Если суд назначит экспертизу, где будет задан вопрос: «отсутствие чьего нарушения помогло бы избежать столкновения?», то ситуация качнётся не в вашу сторону – поскольку неправильно выбранная скорость или дистанция подходят на роль причины ДТП больше, нежели перепутанные поворотники лево-право.
А если световой указатель был неисправен?
Правила дорожного движения запрещают управлять транспортным средством с неисправностями. Неработающие световые указатели – относятся к таковым.
О том, что делать водителю в случае неисправных или отсутствующих поворотников, сказано в пункте 8.1 ПДД:
- при повороте налево – высунуть вытянутую руку из окна,
- если нужно поехать направо – согнуть эту же руку в локте.
Мало кто из водителей утруждает себя этими действиями. Более того, второй участник ДТП может вообще заявить, что поворотники сломались после столкновения с вашим автомобилем. И единственная возможность опровергнуть его слова и указать инспекторам на изначально не функционирующие световые сигналы – иметь запись с регистратора, где будет видно, работали поворотники в момент ДТП или нет.
Но, скорее всего, и здесь крайним сделают вас. Даже если вы предоставите видеозапись, найдёте свидетелей и иные доказательства в пользу неисправных поворотников другой машины.
Какой штраф за не включённый поворотник в 2024 году?
500 рублей.
Неиспользование поворотников во время маневрирования считается нарушением ПДД, за что водителю могут выписать постановление по части 1 ст. 12.14 КоАП. Санкцией здесь является штраф 500 рублей (реже предупреждение).
За неисправные поворотники в 2024 году полагается норма части 1 ст. 12.5 Кодекса. Правда, штраф здесь на ту же сумму – 500 рублей, с альтернативой в виде предупреждения. Но его выпишут лишь в том случае, вы сами признаетесь, что в момент ДТП световые сигналы (или один из них) у вас не работали.