- ПДД обязывают водителей включать световые приборы автомобиля не только в тёмное время суток, но и днём.
- Однако водителя нельзя автоматически признать виновником ДТП, если он двигался на машине без света фар.
- На виновность влияет такой фактор, как причинно-следственная связь допущенного нарушения и последствий в виде аварии.
- Так, например, если ДТП случилось днём, когда было светло – езда с выключенными фарами никак не повлияет на виновность.
- А вот если столкновение было ночью, шансы того, что виновником ДТП будет ехавший без света фар – высокая.
- Правда, здесь требуется установить еще одно обстоятельство – имел ли первый водитель возможность обнаружить опасность и затормозить. Зачастую без экспертизы здесь не обойтись.
- Также не исключён вариант, когда вам могут вменить несоблюдение пункта 10.1 ПДД и переложить часть вины в ДТП на вас.
- Желательно иметь запись регистратора и свидетелей.
- ДТП, где у одного из автомобилей не горели фары – классическое. Здесь при определенных условиях работает европротокол и действует возмещение по ОСАГО.
- 1. В чём сложность аварий, где одна из машин ехала без света фар?
- 2. Про опасность, которую водитель в состоянии обнаружить
- 3. Кто виноват в таких ДТП в 2024 году?
- 4. Что делать в первую очередь?
- 5. Можем ли мы со вторым участником оформить ДТП по европротоколу?
- 6. Покроет ли ущерб ОСАГО?
- 7. Какой штраф за езду без света фар в 2024 году?
- 8. Судебная практика
На наших дорогах можно встретить не только лихачей, пьяных водителей и ездящих без номеров. Зачастую встречаются автомобили без света фар. Распознать такие машины в тёмное время суток очень сложно, в результате чего происходят столкновения. Однако в вопросе виновности не всё так очевидно. Далеко не всегда виновником ДТП признают того, кто ехал на авто с выключенными световыми приборами. Случается, что вину перекладывают и на другого водителя, например, если тот поворачивал со второстепенной дороги на главную, где и столкнулся с «призраком ночи». Как трактуются ДТП, если у одной из машин не горели фары, кто будет здесь виновником, какие и кому штрафы, а также покроет ли ущерб страховая по ОСАГО. Давайте разбираться.
В чём сложность аварий, где одна из машин ехала без света фар?
На первый взгляд всё кажется простым. Водители сразу вспоминают о ПДД, где указано, что разрешено, а что запрещено участникам дорожного движения. Что ж, давайте и мы начнём с базовых основ.
Итак, Правила говорят нам следующее:
- Именно вопросу пользования внешними световыми приборами автомобиля посвящен раздел 19 Правил дорожного движения,
- Пункт 19.5 ПДД сообщает о том, что в дневное время суток на всех машинах должны быть включены либо дневные ходовые огни (ДХО), либо фары ближнего света, либо противотуманки (ПТФ) – как альтернатива ближнему свету фар,
- В тёмное время суток водитель обязан ехать либо с ближним, либо с дальним светом, а если видимость на дороге плохая (дождь, туман, снегопад) – включать ПТФ.
И вроде бы всё логично. Поэтому закрадывается мысль: раз второй участник аварии двигался без света фар, то проигнорировал требования ПДД, а значит он и является виновником происшествия. Однако это не всегда так! Виновность в ДТП определяется целым рядом обстоятельств, а ключевым фактором является причинно-следственная связь допущенного нарушения с причинением вреда имуществу после ДТП.
Кроме того, существует вариант, при котором в происшествии признаётся обоюдка. Например, один водитель ехал без включённых фар, а второй допустил проезд на красный свет или пытался развернуться через сплошную линию.
Поэтому на практике 2024 года нельзя однозначно утверждать, что всегда виноват тот автолюбитель, который на момент столкновения ехал с выключенными фарами. Ситуации бывают разными, и лишь по совокупности изучения обстоятельств можно определить настоящего виновника ДТП.
Про опасность, которую водитель в состоянии обнаружить
Опытные водители знают о том, как ГИБДД и судьи любят вменять несоблюдение пункта 10.1 ПДД практически в любой ситуации при столкновении транспортных средств. Именно в этом пункте кроется одна обязанность водителя, несоблюдение которой может сделать вас виновным в ДТП (целиком или частично).
Вот как полностью звучит пункт 10.1 ПДД:
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства, и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Как мы здесь видим, законодательство 2024 года буквально требует от водителей внимательности по части обнаружения опасности на дороге и обязывает тормозить. Но речь идёт лишь о той опасности, которую автомобилист в состоянии обнаружить.
Тонкость в том, что в ПДД нет никаких критериев, по которым в одной ситуации опасность можно предвидеть, а в другой нельзя. Ввиду этого ГИБДД и даже судьи получают возможность вменять водителю несоблюдение универсального пункта 10.1 ПДД практически при любом ДТП. Но бороться с этим можно. Для этого у вас должны быть доказательства того, что вы физически не могли предвидеть опасность в лице другого ТС с выключенными фарами. К этому вопросу мы ещё вернёмся чуть позже.
Кто виноват в таких ДТП в 2024 году?
Сразу заметим, что виновность в ДТП может установить только суд. Инспекторы ДПС такими полномочиями не обладают – максимум, что находится в их компетенции, это составить документы о факте ДТП и выявить нарушения со стороны всех участников аварии.
Что касается непосредственно виновности, то на практике 2024 года маятник может качнуться в любую сторону. То есть здесь мы имеем 3 варианта исхода:
- Виновником аварии признают того, кто ехал без фар и тем самым этот автомобиль нельзя было разглядеть в тёмное время суток, ввиду чего и произошло столкновение,
- Крайним могут сделать второго водителя, установив нарушение с его стороны (например, неуступление дороги при выезде на главную дорогу),
- Наконец, вина может быть обоюдной: один ехал без света фар, а второй допустил нарушение, приведшее к столкновению автомобилей.
А теперь рассмотрим эти эпизоды в конкретных ситуациях.
Если столкновение произошло днём
Виноват тот водитель, чьё нарушение привело к дорожно-транспортному происшествию.
Да, в светлое время суток ПДД обязывают автомобилистов включать ДХО, либо ближний свет (альтернатива – противотуманки). Тем не менее, днём видимость на дороге хорошая. Поэтому, если вы столкнулись с ТС, которое ехало без света фар, то водитель этой машины не будет автоматически признан виновником ДТП.
А происходит следующее:
- прибывшие на место аварии инспекторы изучают обстоятельства и смотрят, кто из водителей допустил нарушения,
- затем они сверяют, чьё нарушение лежит в прямой причинно-следственной связи непосредственно с ДТП (либо обращаются к экспертизе),
- если окажется, что ехавший на машине без фар, к примеру, не уступил вам дорогу или промчался на красный свет – в документах ГИБДД он будет фигурировать как нарушитель и виновник в целом.
Однако сам факт не включённых фар на виновность днём повлиять не может, и максимум, что ждёт нарушителя за нарушение пользования световыми приборами – штраф по ст. 12.20 КоАП.
Если авария была в тёмное время суток
А вот тут вероятность признать второго водителя виновником ДТП кратно возрастает.
Но для начала вспомним, что считается «тёмным временем суток». Согласно пункту 1.2 ПДД это период, от конца вечерних сумерек до начала утренних. Причём от региона к региону этот временной промежуток может отличаться.
Так вот, если на улице было темно, вы двигались на автомобиле с соблюдением скоростного режима и в целом ПДД, а из темноты сбоку/навстречу выскочил «призрак» ночи с выключенными фарами и произошло ДТП, с большой долей вероятности виновником такой аварии в 2024 году признают управлявшего этой машиной.
Но опять же, держим в уме пункт 10.1 ПДД и обязанность водителя обнаружить опасность и остановиться. Тот факт, что второй участник ДТП ехал без фар, еще предстоит доказать. Наверняка этот водитель будет клонить к тому, что он ехал с фарами и ничего не нарушал. Поэтому здесь важно иметь запись видеорегистратора, который заснял момент столкновения от начала до конца. А если регистратора у вас нет, придётся искать уличные камеры и свидетелей.
Также по итогам таких инцидентов часто требуется проведение трасологической и автотехнической экспертиз. Перед экспертом ставится вопрос следующего характера: имел ли водитель возможности увидеть авто с не горящими фарами на таком расстоянии, чтобы иметь возможность затормозить и предотвратить столкновение. Если экспертиза покажет, что имел, то могут вменить пункт 10.1 ПДД и тогда вина будет обоюдной.
Если фары не работали из-за предыдущего ДТП
Именно об этом может дать объяснения второй участник аварии, сообщив прибывшему экипажу ДПС, что фары не работали по причине выхода из строя в результате предыдущего ДТП. И, якобы, он едет в автосервис для замены неработающих световых приборов.
Тут всё зависит от того, когда произошёл инцидент.
Пункт 2.3.1 ПДД запрещает любое передвижение на автомобиле с неисправными (неработающими) фарами в тёмное время суток. Аналогичный запрет езды действует и на период недостаточной видимости (в туман, снегопад, дождь). Поэтому сослаться на то, что водитель ехал к месту стоянки или ремонта не здесь получится. Инспекторы выпишут ему штраф в размере 500 рублей, и, с большой долей вероятности, такой автолюбитель будет признан виновником ДТП.
Что делать в первую очередь?
В Правилах дорожного движения расписана универсальная инструкция для всех ДТП. Этот алгоритм действий приведён в пунктах 2.5 – 2 6.1 ПДД.
Итак, что предпринять на месте аварии:
- Остановиться, не уезжать с места происшествия,
- Далее необходимо поставить машину на «аварийку» и выставить треугольный знак аварийной остановки,
- После этого оцените обстановку. Если есть раненые – нужно вызвать им скорую помощь (в крайнем случае отправить их на попутке или на своём автомобиле),
- Далее необходимо позвонить в ГИБДД и сообщить о случившемся. Дежурный даст дальнейшие инструкции: либо ждать экипаж ДПС, либо фиксировать обстоятельства аварии и ехать на оформление в ГАИ,
- Зафиксировать обстоятельства ДТП на фото и видео,
- Убрать ТС, если они мешают проезду других машин.
- По приезду сотрудников ГИБДД останется дать им объяснения о случившемся.
Но ни в коем случае не уезжайте с места ДТП. Ответственность за это достаточно серьёзная. Так, оставившим место аварии грозит лишение прав до полутора лет или арест до 15 суток по части 2 ст. 12.27 КоАП.
Можем ли мы со вторым участником оформить ДТП по европротоколу?
Да, можете.
Однако для возможности оформить ДТП без участия сотрудников полиции должны одновременно выполняться несколько условий. Их можно найти в статье 11.1 Закона Об ОСАГО (да-да, ПДД ссылаются именно на ФЗ О страховании гражданской ответственности). Если все условия выполняются, можно приступать к составлению извещения о ДТП.
В числе таких условий столкновение двух машин, ущерб только этим автомобилям, отсутствие пострадавших и погибших, наличие ОСАГО на оба транспортных средства. Разногласия по виновности в ДТП могут быть – главное, зафиксировать все обстоятельства на фото и видео, а лучше через мобильное приложение.
Покроет ли ущерб ОСАГО?
Да.
Если быть точнее, ОСАГО вряд ли покроет 100% стоимость ремонта автомобиля потерпевшего. Нынешние расценки на запчасти, неактуальные справочники РСА и сама Методика расчёта ущерба от страховой приводят к тому, что в 2024 году потерпевшие получают по ОСАГО гораздо меньшую сумму, нежели обойдётся им восстановление машины. Тем не менее, ДТП, где один из водителей ехал без света фар – классическое, и ОСАГО здесь работает.
А вот если выплаченных страховщиком денег не хватает, вы вправе взыскать ущерб непосредственно с причинителя вреда. О том, какие суммы и что можно требовать с виновника ДТП, вы можете прочитать в другой статье на нашем сайте.
Какой штраф за езду без света фар в 2024 году?
500 рублей.
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами (в нашем случае фарами) квалифицируется по статье 12.20 КоАП. Санкции здесь небольшие – штраф 500 рублей или предупреждение от инспектора. Почти всегда нарушителям выписывают штраф.
Судебная практика
Отметим, что устоявшейся судебной практики по вопросу виновности в ДТП без света фар попросту нет. Как мы уже выяснили, важную роль играют обстоятельства происшествия.
Так, В Амурской области суд рассматривал дело о ДТП с участием КАМАЗа (буксировавшего комбайн) и легкового авто. Владелица последнего пыталась взыскать с собственника грузовика стоимость ремонта и прочие расходы, считая, что ДТП произошло из-за того, что водитель КАМАЗа двигался по дороге без включённых габаритов.
В итоге суд пришёл к следующим выводам:
Как следует из п.4 выводов экспертизы, проведенной экспертом ФБУ Дальневосточного регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации действия водителя КамАЗ-4310, буксирующего комбайн с негорящими габаритными огнями в условиях недостаточной видимости, явились одной из причин данного дорожно-транспортного происшествия.
Учитывая, что судом установлено, что водитель --6 выбрала правильную скорость движения с учетом видимости дороги ( её объектов), а также то, что она не имела возможности увидеть буксируемый комбайн на безопасном для торможения расстоянии, суд приходит к выводу, что между действиями водителя автомобиля КАмаз -4310 --1, допустившим буксировку комбайна без габаритных огней и наступившими последствиями в виде столкновения автомобиля NISSAN X-Trail, под управлением --6, в буксируемый комбайн имеется прямая причинно-следственная связь.
Таким образом, экспертиза показала, что владелец легкового автомобиля не мог предвидеть опасность в виде едущего грузовика без света фар, ввиду чего и произошло столкновение. В конечном счёте водителя КАМАЗа признали виновником ДТП, а истцу удалось взыскать с него ущерб на сумму 467 193 рубля.