Москва:+7 (499) 938-85-07
Санкт-Петербург:+7 (812) 467-44-89
Вся Россия:Бесплатная консультация:8 (800) 301-61-89
Бесплатная консультацияСпросить у юриста

В ДТП попал водитель с небольшим стажем вождения – есть ли последствия?

ДТП и стаж
Кратко о самом важном: 
  1. Маленький стаж вождения по закону никак не влияет на определение виновности в ДТП.
  2. Равно как нет отдельных или более жёстких наказаний для начинающих водителей: ни повышенного или отдельного штрафа, ни увеличения срока лишения прав, ни иных.
  3. Размер возмещения по ОСАГО тоже не зависит от опыта водителя.
  4. Единственная тонкость здесь – и без того не наработанный КБМ (скидка за безаварийность) в случае вашей виновности в происшествии возрастёт ещё больше.

Стаж вождения в 2021 году решает некоторые возможности по ПДД и закону о безопасности дорожного движения. Однако, влияет ли он на последствия? В этой статье мы выясним, что грозит водителю за совершённое ДТП в том случае, если опыт вождения небольшой, включая случаи, когда вы стали виновником ДТП и, наоборот, потерпевшим. Есть ли отдельный штраф за это, может ли маленький "пробег" вождения стать отягчающим обстоятельством при определении виновности и какие вообще права у начинающих водителей?

Есть ли штраф за ДТП с маленьким стажем в 2021 году?

Как мы уже указали выше, есть в Правилах дорожного движения целый ряд (хоть и небольшой) ограничений для водителей с недостаточным стажем вождения. Почти во всех случаях критерием маленького стажа признаётся 2 года.

Однако, мы также указали, что на последствия это никак не влияет. Именно так обстоит дело с наказаниями – по состоянию на 2021 года нет никакой отдельной меры ответственности, если вы новичок в вождении, равно как нет повышенных штрафов или более долгих сроков лишения прав или административного ареста за это. Даже в случае ДТП с вашим участием.

Понять, как работает законодательство, достаточно просто:

  • при ДТП сотрудники ГИБДД или судьи определяют нарушения его участников,
  • но не каждое нарушение является причиной аварии – например, если первый участник не уступил дорогу, а второй скрылся с места происшествия, то именно неуступление дороги признают причиной, и оставление места происшествия вторым водителем не делает его автоматически виновником,
  • но за каждое нарушение участники понесут административное наказание – предупреждение, штраф, лишение прав или административный арест, или уголовное, если есть пострадавшие или погибшие,
  • а вот гражданская ответственность – обязанность по возмещению причинённого в ДТП вреда – ляжет именно на того, чьё нарушение привело к происшествию.

Что грозит, если у виновника небольшой опыт?

В таком случае вы можете растеряться при разборе ДТП непосредственно на дороге или в подразделении ГИБДД. Либо вас второй более опытный участник может убедить в вашей неправоте – например, если он сам въехал в вас сзади, но сетует на ваше нарушение пункта 10.5 ПДД, запрещающего тормозить. То есть это может определить само распределение виновника и потерпевшего в аварии.

Однако, юридически значимых последствий для начинающего водителя не установлено, если его признали виновником. Он понесёт ровно те же наказания, как если бы у него был большой опыт вождения.

Штраф за ДТП начинающему водителю

Есть ли последствия, если я потерпевшая сторона?

Для потерпевшего в ДТП тем более нет никаких последствий:

  • нет ни отдельного штрафа для водителей с небольшим стажем за ДТП,
  • ни, разумеется, какого-либо предвзятого отношения при определении виновника по закону 2021 года не должно быть.

Влияет ли это на выплату ОСАГО?

И снова напомним, страховщик, узнав, что у вас небольшой опыт вождения, может усиленно махинировать с размером страхового возмещения... Просто полагая, что из-за небольшого стажа вы плохо разбираетесь в законодательстве, да и вообще это у вас, возможно, первое ДТП и первая выплата, поэтому вы не будете отстаивать свои права за правомерное достойное возмещение по ОСАГО.

Однако, опять же, никаких законодательных последствий в определении размера выплаты по страховке для начинающих водителей не предусмотрено.

Единственное вредное последствие для начинающего водителя

Оно наступит только если вас признали виновником в ДТП и заключается в подорожании страхового полиса ОСАГО на следующий период страхования.

При расчёте стоимости страховки применяется определённый расчёт: берётся выбранный страховщиком из определённого законом диапазона базовый тариф, а затем он поочерёдно умножается на различные коэффициенты. Если коэффициент больше единицы, то в этой последовательности расчёта полис становится дороже, если меньше – дешевле.

Так вот, последним в порядке применяется коэффициент бонус-малус (КБМ), который зависит от безаварийного стажа вождения. Когда водитель страхуется по ОСАГО впервые, то значение его КБМ равно единице – то есть страховка не дорожает и не дешевеет, и этот коэффициент не влияет на цену.

Многие автолюбители годами накапливают эту скидку за безаварийное вождение, достигая в том числе максимума – 0,5. То есть в итоге страховка оказывается в 2 раза дешевле.

Но у водителя с небольшим стажем в этом случае КБМ не низкий. Например, если у вы получали права 2 года назад, то КБМ может быть не меньше 0,9 (каждый год безаварийного вождения даёт 0,05 уменьшения коэффициента).

Таким образом, если вы попали в ДТП в текущем страховом периоде, то на следующий КБМ, скорее всего, будет выше единицы, и полис станет дороже даже той цены, по которой вы его покупали в самый первый раз.

Но для возрастания этого значения должно быть 2 условия:

  • вы признаны виновником в ДТП,
  • потерпевший обращался в страховую компанию за возмещением, и его обращение зарегистрировано и внесено в базу данных.

Как работает ОСАГО при аварии с участием новичка с небольшим опытом

Давайте рассмотрим несколько примеров.

  1. У вас было 2 года безаварийного вождения, и стаж составляет эти же 2 года. На третий страховой период вы стали виновником в ДТП. Тогда ваш коэффициент был 0,9, а стал 1. То есть вы просто потеряли скидку, и стоимость ОСАГО для вас стала при прочих равных, как в первый год страхования.
  2. Ваш опыт 1 год, такой же стаж безаварийного вождения. КБМ составляет 0,95. Виновность в происшествии увеличит размер этого коэффициента до 1,4. То есть полис станет дороже на 40%, чем в первый год страхования.
  3. Теперь давайте приведём пример со сроками, чтобы было исчерпывающе ясно.
    У вас 3 года опыта вождения, вы получили водительское удостоверение 10 января 2018 года, и 20 января приобрели страховку ОСАГО.
    У вас не было страховых случаев, где вас признавали виновником. Тогда КБМ на очередной четвёртый период страхования – 20 января 2021 года составит 0,85.
    Но 1 июня 2021 года вы попали в аварию в результате проезда вами на запрещающий сигнал светофора, к примеру. В этом ДТП вы оказались виновником.
    В этом случае, когда вы будете покупать следующий полис ОСАГО 20 января 2022 года, будет применяться КБМ, равный 0,95 (а если бы аварий не было, то был бы 0,8).
    В этом же примере, если бы у вас в 2021 году было не одно ДТП, а 2, то КБМ на следующий год составил бы уже 1,4; а за 3 аварии с вашей виновностью – 2,45 (это максимальное значение).

Приводимые значения коэффициента бонус-малус берутся из соответствующей таблицы Указания Банка России 5515-У.

Важное замечание!
  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания.

Спросить у юриста
или бесплатно проконсультироваться по телефону горячей линии: 8 (800) 301-61-89.

Какие ограничения по ПДД для начинающих?

Их всего 2:

  • стаж вождения при буксировке у буксирующего водителя должен быть не менее 2 лет – пункт 20.2.1 Правил,
  • также, если вашим водительским правам менее 2 лет, вам нельзя возить на заднем сиденье мотоцикла, мопеда или скутера пассажиров (пункт 22.2.1).

Обратите внимание, при наличии в ДТП с вашим участием одного из этих нарушений, они также автоматически не делают вас виновным в этом происшествии. Единственная ситуация, если вы уронили мотоцикл, перевозя пассажира, например, и пассажир пострадал, а ваш стаж менее 2 лет, то это будет отягчающим обстоятельством при назначении административного или уголовного наказания.

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.