Москва:+7 (499) 938-43-46
Санкт-Петербург:+7 (812) 240-86-29
Вся Россия:Бесплатная консультация:8 (800) 511-38-97
Бесплатная консультацияСпросить у юриста
 

Наехали на светофор на дороге – какой штраф и кому платить?

ДТП со светофором
Кратко о самом важном: 
  1. Наезд автомобилем на светофорный столб считается классическим ДТП.
  2. Оформлять такое происшествие нужно только с помощью сотрудников полиции. Европротокол здесь не сработает.
  3. Также запрещается оставлять место ДТП со светофором. За нарушение уехавшему водителю грозит лишение до 1,5 лет или арест до 15 суток (часть 2 ст. 12.27 КоАП).
  4. На практике в большинстве случаев виновным в наезде на светофор признают самого водителя. Но если вы въехали в инфраструктурный объект из-за нарушения другого автолюбителя в бесконтактном ДТП, есть шанс вообще избежать ответственности – отвечать будет этот нарушивший водитель (если его найдут).
  5. А вот если вы совершили наезд из-за гололёда или светофор стоял не по ГОСТу, переложить вину на «дорожников» довольно сложно.
  6. За сам факт ДТП со светофором нет отдельного наказания. Ответственность наступает в случае нарушения ПДД, которое привело к столкновению с объектом.
  7. И такая ответственность бывает административной, уголовной и гражданской.
  8. К примеру, прибывшие на место аварии инспекторы могут оштрафовать вас за превышение скорости, отсутствие ОСАГО или иные нарушения. Или привлечь к уголовной ответственности, в зависимости от тяжести последствий.
  9. Ещё есть гражданско-правовая ответственность. Она наступает за то, что вы повредили чужое имущество (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Потерпевшей стороной в данном случае выступит город или государственная структура, которой принадлежит светофорный объект.
  10. При наличии ОСАГО возмещение ущерба выплачивает страховщик. Но если лимит превышает 400 тысяч рублей или у вас отсутствует страховка – платить за ремонт сбитого светофора придётся из своего кармана, а суммы там могут достигать сотен тысяч рублей.

В одной из предыдущих статей мы выясняли, что грозит водителям за наезд на тротуарный бордюр. Точно такие же последствия грозят и за сбитый светофор. Главное для водителя не наделать ошибок в простых ситуациях. Например, многие считают, что наезд на светофор не считается ДТП и, если нет свидетелей – можно незаметно уехать. Однако итогом таких рассуждений обычно становится лишение прав или арест. Также придётся возмещать материальный ущерб собственнику улично-дорожной сети города. И далеко не факт, что ОСАГО полностью покроет ремонт светофора. Но если действовать правильно, можно как минимум снизить размер ущерба, а как максимум – вообще избежать последствий. В статье будем выяснять, как быть в случае наезда на светофор, сколько за это штраф, всегда ли виноват водитель автомобиля и какой ущерб придётся возмещать «дорожникам»?

Наехал машиной на светофор у дороги – считается ли это ДТП?

Да, со всеми вытекающими последствиями.

На нашем сайте есть отдельная статья, где мы подробно разобрали, какие столкновения считаются ДТП, а какие нет. Во главе угла стоят признаки «дорожно-транспортного происшествия». Их наличие позволяет считать событие классической аварией.

Определение «ДТП» содержится в п. 1.2 ПДД:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Исходя из его толкования, мы получаем следующее:

  • наезд должен произойти при движении автомобиля или мотоцикла (наш случай),
  • есть характерные повреждения транспортного средства при таком наезде (помятый бампер машины, разбитая фара, погнутый госномер),
  • наличие повреждений светофора (замятие металлического столба, падение несущей опоры, нарушение герметичности светодиодной ленты, треснувший козырёк светофора),
  • травмы водителя, пассажиров или пешеходов (даже незначительные ушибы и царапины, порча их одежды или имущества).

Трудно представить ситуацию, когда вы врезались в светофор, но ни на автомобиле, ни на объекте дорожной инфраструктуры нет ни единой царапины или потёртости. Только в этих исключительных случаях событие не будет считаться ДТП. Соответственно, вы можете не сообщать о наезде в ГИБДД и просто уехать.

Но гораздо чаще повреждения всё же имеются. А значит речь уже идёт о классическом ДТП, которое нужно правильно оформить и ни в коем случае не покидать место происшествия. Иначе негативные последствия не заставят себя долго ждать!

Что делать в первую очередь?

При наличии факта ДТП его участники (а, скорее всего, единственным участником будете вы сами) обязаны следовать положениям п. 2.5 – 2.6.1 ПДД, в которых расписано, как действовать при дорожных происшествиях.

Итак, если вы сбили светофор, порядок действий будет следующим:

  1. В первую очередь, остановиться, поставить машину на «аварийку» и выставить треугольный знак аварийной остановки,
  2. Оценить, есть ли в ДТП пострадавшие – если есть, вызвать Скорую помощь или отправить их в ближайшее медучреждение на попутном транспорте, а при невозможности – отвезти на своей машине (если она в состоянии ехать) с последующей обязанностью вернуться на место аварии,
  3. Позвонить в ГИБДД и вызвать инспекторов для оформления происшествия,
  4. За время, пока полицейские едут по вашему вызову, у вас есть время для фиксации обстоятельств ДТП – сфотографируйте автомобиль и светофор, дорожные знаки, разметку, вывески, баннеры, магазины и другие объекты, чтобы можно было идентифицировать место наезда. Отдельно сфотографируйте все видимые повреждения.
  5. Если машина мешает проезду, то после фиксации обстоятельств ДТП, уберите её с проезжей части.

Это тот минимум правил, которым обязан следовать участник дорожно-транспортного происшествия. Но в ваших интересах как можно тщательнее фиксировать обстоятельства и просить сделать это прибывших инспекторов – почему это так важно, мы ещё расскажем по ходу статьи.

Что делать в случае наезда на светофор

А пока разберём частую ошибку участников аварии…

Могу ли я просто уехать?

Нет.

Даже если после наезда на светофор вы заметили, что повреждения незначительные и в целом столб с ограждением выполняют свои функции – оставлять место ДТП ни в коем случае нельзя. И неважно, что дело происходит в тёмное время суток, а вокруг ни души – уехать по-тихому также не в ваших интересах. Это связано с тем, что в местах работы светофоров обычно работают камеры наблюдения. Обнаружив повреждённый или лежащий на дороге объект регулирования дорожного движения, сотрудники ГИБДД в первую очередь изучат камеры на этом участке. И, поверьте, им не составит труда вычислить вашу машину.

Отъезд с места ДТП считается серьёзным правонарушением. Если вы сбили светофор и скрылись, вам грозит ответственность по части 2 ст. 12.27 КоАП:

На практике в подавляющем числе случаев суды выносят решение о лишении права управления. В исключительных случаях можно отделаться арестом до 15 суток (хотя арест и считается более суровой санкцией).

Ещё одна неприятность, поджидающая уехавшего с места ДТП водителя – регресс от страховой компании. Такое право даёт страховщику пп. «г» п. 1 ст. 14 Закона Об ОСАГО, если на скрывшуюся машину был оформлен полис ОСАГО. То есть вначале страховщик возместит городу или госструктуре ущерб за сбитый вами светофор, а потом потребует от вас всю эту сумму в порядке регресса.

Можно ли оформить европротокол?

Нет.

В случае наезда на светофорный объект оформить происшествие в упрощённом порядке (европротоколом) нельзя. Это связано с тем, что для такой возможности должны соблюдаться ряд условий из ст. 11.1 ФЗ Об ОСАГО. В нашем случае как минимум одно условие уже не действует – это столкновение двух транспортных средств. Поэтому европротокол здесь не сработает, ввиду чего придётся вызывать сотрудников полиции.

Кто будет виноват в ДТП с наездом на светофорный столб?

Вопрос, на самом деле, интересный. Почти всегда ГИБДД и суды «виноватят» водителей. Но в ряде случаев всё же можно переложить вину или её часть на другое лицо.

Если я врезался в светофор из-за гололёда

Не секрет, что дорожное покрытие российских дорог оставляет желать лучшего. Особенно остро проблема проявляется зимой. Не всегда «дорожники» успевают вовремя очищать дороги от снега, в результате чего на асфальте может образоваться гололёд.

И здесь мы имеем два варианта:

  • вина водителя, который не справился с управлением, вследствие чего его машину занесло, и он врезался в светофорный столб,
  • вина «дорожников», которые обязаны следить за состоянием дорог, но не сделали этого в должной мере, из-за чего образовалась наледь.

И тут у нас плохие новости – в подавляющем большинстве случаев прибывшие на место оформления сотрудники ГИБДД вменяют вину самим водителям. Тем более в законе есть универсальный пункт 10.1 ПДД, обязывающий водителей выбирать скорость с учётом погодных условий, дорожной обстановки и иных факторов. Логика инспекторов следующая – раз на дороге был гололёд, значит вы должны были снизить скорость и ехать осторожно, чтобы не потерять контроль над машиной. А раз допустили столкновение со светофором, значит проигнорировали данную обязанность, нарушив пункт 10.1 Правил.

Но так ли всё очевидно? На самом деле нет!

Обязанность по уборке и содержанию дорог с коммунальщиков никто не снимал. Соответственно, неисполнение ими такой обязанности – это уже нарушение с их стороны. А значит у вас есть шанс переложить часть вины на тех, кто отвечает за участок дороги, где произошёл наезд на светофор.

Как тут действовать:

  • Сразу обращаться в суд с требованием признать виновником дорожные службы бесполезно – судьи потребуют предоставить доказательства скользкости дороги,
  • Такие замеры коэффициента сцепления дорожного полотна могут проводить сами инспекторы ГИБДД, но на практике у них может не оказаться с собой измерительного прибора (в 90% случаев так и происходит),
  • В таком случае можно подать прибывшему инспектору письменное ходатайство о привлечении к замерам дорожной службы для сбора данных о ДТП,
  • Главное для вас зафиксировать коэффициент сцепления дорожного полотна в тот же день, в текущих погодных и дорожных условиях. И проконтролировать, чтобы инспектор составил акт о состоянии дороги, вписав в него результаты замеров специальным прибором.

Далее, имея результаты замеров скользкости дороги, можно обратиться в любую стороннюю экспертную организацию, чтобы там дали заключение о состоянии полотна. И с этим актом уже можно идти в суд и оспаривать определение об отказе в возбуждении дела о правонарушении (если вам на месте вменили нарушение п. 10.1 ПДД).

В лучшем случае суд признает обоюдную вину водителя и «дорожников», с процентным соотношением 50/50%. Но может установить и неравные пропорции, переложив большую часть вины на водителя. Тем не менее, это в любом случае положительно повлияет на возмещение ущерба за сбитый светофор – к этому вопросу мы ещё вернёмся чуть позже.

ДТП со светофором зимой в гололёд

Если меня подрезала другая машина

Тогда есть шанс избежать ответственности и не возмещать ущерб.

Речь идёт о ситуациях, когда вас подрезала другая машина, что привело к вашему столкновению со светофорным объектом. Очень часто в таких ситуациях второй водитель просто уезжает и ехать за ним бессмысленно. Но это ровным счётом ничего не значит!

Отсутствие повреждений у другого автомобиля не говорит о том, что её водитель не является участником аварии. Такие инциденты называют бесконтактными ДТП.

Если действия второго автолюбителя шли вразрез с ПДД (например, он вас подрезал или не уступил дорогу), в результате чего вы наехали на светофор – именно этого водителя признают виновным в ДТП, и ему придётся отвечать за ущерб объекту дорожной инфраструктуры. На это, в частности, указал Верховный Суд в своём Постановлении № 78-АД 15-4.

Теперь о действиях с вашей стороны. Если другой водитель подрезал вас и скрылся, от вас требуется соблюсти все требования по оформлению ДТП из п. 2.5 – 2.6.1 ПДД, а именно никуда не уезжать, выставить аварийку и знак аварийной остановки, зафиксировать обстоятельства столкновения со светофором и вызвать ГИБДД, а в объяснениях написать, что вы ничего не нарушали, двигались с разрешённой скоростью, манёвра от второго участника ДТП не ожидали и предвидеть не могли.

Также в ваших интересах запомнить госномер скрывшейся машины или показать инспекторам запись регистратора, где этот номер виден. В противном случае придётся искать очевидцев и другие записи с камер.

Если светофор стоял слишком близко к проезжей части

А вот это слабый аргумент.

Да, в нашей стране действует ГОСТ Р 52289-2019 о правилах использования и размещения объектов дорожной инфраструктуры. Там действительно есть ряд требований по установке светофоров относительно проезжей части – от 0,5 до 3 метров.

Но даже если вы произведёте замеры и выявите неточности при установке светофорного столба, это не будет принято во внимание судом в пользу отсутствия вашей вины в ДТП. Расклад будет следующим: «дорожников» обяжут привести дорожную инфраструктуру в соответствие с Госстандартом, а вас – возместить ущерб повреждённому объекту.

Что грозит водителю за сбитый светофор в 2023 году?

Существует целых три вида ответственности, которые могут наступить по факту ДТП со светофором. Причём их регулируют три разных Федеральных закона (Кодекса).

Какая ответственность ждёт водителя:

  • административная – наступает за нарушение ПДД, но, если, к примеру, вам вменят пункт 10.1 Правил, то наказания за это вы успешно избежите (его попросту нет в КоАП), а вот за превышение скорости предусмотрен штраф от 500 до 5 000 рублей, либо лишение водительских прав, в зависимости от величины превышения,
  • уголовная – наступает при грубых нарушениях или по факту ДТП с тяжким вредом здоровью людей или летальным исходом,
  • гражданская – это возмещение вреда имуществу (в нашем случае светофору).

Забегая вперёд, скажем, что в случае наезда на светофор вас в любом случае ожидает гражданская ответственность, а вот уголовная и административная в зависимости от обстоятельств ДТП.

Наказание за сбитый светофор у дороги

Сколько размер штрафа?

Штрафов может быть несколько, а может и не быть вовсе!

Обратите внимание, что за сам факт ДТП в 2023 году отсутствуют какие-либо наказания. Административная и уголовная ответственность наступает конкретно за несоблюдение тех или иных пунктов ПДД, либо при повторности нарушения.

Какие здесь могут быть штрафы?

Начнём с того, что в Правилах есть прямой запрет водителям наносить вред средствам организации дорожного движения. Регулирует этот момент абзац 2 п. 1.5 ПДД:

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

И это логично, поскольку выведение из строя элементов дорожной инфраструктуры, к коим относится и светофор, создает угрозу хаоса на регулируемых перекрёстках. Неслучайно действия врезавшегося водителя образуют состав правонарушения по ст. 12.33 КоАП, а наказанием для граждан является штраф от 5 000 до 10 000 рублей, должностным лицам – 25 тысяч рублей.

Но наказание по этой статье выносят лишь при создании угрозы безопасности дорожного движения. Например, в случае если после столкновения с машиной светофорная опора рухнула на газон, вследствие чего перекрёсток превратился в нерегулируемый и движение на дороге застопорилось. Другое дело, если машина поцарапала ограждение светофора, а сам он продолжил работать в прежнем режиме – в этом случае штраф по ст. 12.33 КоАП водителю выписать уже нельзя.

Также могут грозить наказания и за другие сопутствующие нарушения при ДТП со светофором:

Фактически инспектор ДПС может составить несколько протоколов или выписать постановления по каждому такому нарушению, в зависимости от того, обратит он внимание на них или в процессе оформления ДТП забудет что-то проверить.

Возмещение ущерба за сбитый светофор

Но штрафы не идут ни в какое сравнение с гражданской ответственностью – когда вы обязаны полностью возместить ущерб от причинённого вами вреда пострадавшей стороне. Учитывая, что элементы улично-дорожной инфраструктуры принадлежат городу и различным госструктурам, они и выступят в роли потерпевших.

Повреждения светофора в ДТП могут быть разными:

  • замятие или растяжение металлической опоры,
  • повреждение козырьков,
  • прорыв светодиодной ленты,
  • нарушение герметичности и изоляции,
  • дефекты ограждения,
  • и прочие изъяны,

Оценка ущерба производится путём составления сметы. В неё включаются расходы, необходимые для восстановления светофора или сети в целом. Цены обычно берутся с сайта того производителя, где городская администрация закупает объекты инфраструктуры.

К примеру, сам светофор может стоить 25 000 рублей, но для его установки требуются еще оцинкованная стойка по цене 6 тысяч рублей, переносная опора на сумму 3 000 рублей, ограждение от 15 000 до 20 000 рублей и другие элементы, в зависимости от типа, характеристик и назначения светофора.

Возмещение вреда за наезд на светофор городской администрации

Покроет ли ущерб полис ОСАГО?

Да.

Повреждение дорожной инфраструктуры транспортным средством считается ДТП, а значит и страховым случаем тоже. Расходы потерпевшим покрываются за счёт полиса ОСАГО виновника. Но при этом лимит ответственности страховщика для возмещения ущерба имуществу ограничен – не более 400 000 рублей (ст. 7 Закона Об ОСАГО).

В итоге, если ваша ответственность была застрахована по ОСАГО, то возмещение ущерба перекладывается на страховую компанию. Она должна выплатить:

  • городу или госструктуре – стоимость закупки нового светофора, демонтажа старого, установки приобретённого и подключение к электросети,
  • потерпевшим владельцам других машин (если таковые окажутся) – ремонт их транспортных средств,
  • пострадавшим в ДТП людям (к примеру, после падения столба светофора) – стоимость лечения, восстановления, реабилитации, а в ряде случаев потерянного заработка.

Но и вам это обойдётся отнюдь не малой кровью. Если вас признают виновником ДТП, у вас повысится коэффициент бонус-малус (КБМ), и в следующем году страховка будет стоить дороже. Причём, суммы доплат за новый полис ОСАГО могут составить 5-10 тысяч рублей.

И учтите, что ваш автомобиль по ОСАГО не отремонтируют. Даже если виновником ДТП гипотетически и признали бы владельца инфраструктуры, у него по определению не может быть ОСАГО на светофор, поскольку это не транспортное средство.

Но иногда водителю придётся доплачивать из своего кармана!

В отличие от знаков и ограждений, светофоры считаются достаточно дорогими объектами улично-дорожной инфраструктуры. Если вы серьёзно повредили современный светофор, властям придётся закупать новый – и есть риск, что лимита по ОСАГО в 400 тысяч рублей может и не хватить. К сожалению, в этом случае виновник ДТП обязан доплачивать из своего кармана.

А если вы врезались в светофор, но ранее не застраховали ответственность по ОСАГО, весь причиненный имущественный ущерб потерпевшим придётся возмещать самостоятельно (пункт 1 ст. 1064 ГК). А если откажетесь – городские власти подадут в суд и деньги взыщут принудительно. Правда, есть небольшой шанс, что с вас требовать ничего не будут, а отремонтируют светофор в рамках текущих дорожных работ по заранее утверждённому бюджету (если, к примеру, старый элемент и так подлежал замене на более современный).

Сумма возмещения определяется в каждом случае индивидуально по сметному расчёту профильного управления. На размер ущерба прямо влияет характер будущих работ – в одних случаях достаточно провести мелкий работ, а в других придётся менять всю конструкцию светофора и взаимосвязанные с ним элементы.

После наезда на светофор перекрёсток стал нерегулируемым – что нужно сделать?

По сути, ничего.

Несмотря на то, что пункт 1,5 ПДД предписывает водителю, который повредил элемент дорожной инфраструктуры, предпринять меры по устранению проблемы или обеспечить информирование других участников дорожного движения об опасности – в случае с выходом из строя светофора сделать это не представляется возможным.

Хотя бы потому, что трогать упавшую конструкцию светофора небезопасно – она может быть под напряжением. Заменить светофор полноценно вы также не сможете, поскольку не являетесь регулировщиком. А вот сообщить о случившемся в ГИБДД и дождаться их приезда – ваша прямая обязанность. До тех пор перекрёсток будет нерегулируемым и другие водители должны будут проезжать его с учётом этого факта.

Судебная практика

В судебной практике 2023 года преобладают дела о лишении водительских прав за наезд на светофор с последующим оставлением места ДТП. Также суды повсеместно удовлетворяют иски с требованием о взыскании ущерба с виновников таких происшествий.

Вот несколько характерных дел:

  • В Приморском крае водитель сбил светофор и скрылся с места ДТП – мировой суд лишил его прав сроком на 1 год, а районный отклонил жалобу водителя в смягчении наказания (Решение Ленинского районного суда г. Владивостока № 12-139/2020 от 12 февраля 2020 года),
  • Аналогичное наказание понёс водитель из Санкт-Петербурга. Он допустил наезд на стойку светофорного поста, после чего скрылся, а в суде утверждал, якобы оставил место ДТП из-за необходимости купить новое колесо, а потом 5 дней неважно себя чувствовал. Суд эти доводы логично не принял, лишив водителя прав на 1 год.
  • А в этом деле водитель, уходя от столкновения, вывернул руль автомобиля вправо и сбил светофор, стойка которого упала на стоящего человека. У последнего диагностировали лёгкий вред здоровью, а водителю назначили штраф 2 500 рублей по части 1 ст. 12.24 КоАП,
  • В Амурской области МКП «ГСТК» взыскала с водителя стоимость ремонта светофорного объекта в размере 129 626 рублей на основании локальной сметы (Решение Благовещенского городского суда № 2-5592/2020 2-5592/2020~М-4688/2020 М-4688/2020 от 22 сентября 2020 года),
  • А здесь тот же городской суд присудил выплатить в пользу Казённого предприятия города Благовещенска «Городской сервисно-торговый комплекс» ущерб в размере 67 984 рубля – автоледи проехала на красный сигнал, столкнулась на перекрёстке с другой машиной и затем по инерции врезалась в стойку светофора и металлическое ограждение.
Видео

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.