Москва:+7 (499) 938-43-46
Санкт-Петербург:+7 (812) 240-86-29
Вся Россия:Бесплатная консультация:8 (800) 511-38-97
Бесплатная консультацияСпросить у юриста
 

ДТП с велосипедистом: кто виноват, что делать и как искать?

Сбили велосипед
Кратко о самом важном: 
  1. Двухколёсным участникам дорожного движения не просто можно, но в большинстве случаев нужно ездить исключительно по дорогам.
  2. Очень часто случаются ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе, когда тот не спешивается. В этом случае вина не очевидна, но зачастую однозначна.
  3. Судебная практика разнится от дела к делу, то завиноватят автомобилиста, то велосипедиста на переходе – всё зависит от конкретных обстоятельств.
  4. Если управлять велосипедом пьяным, но не нарушать ПДД, то виноватым в ДТП автоматически не будешь.
  5. Номеров нет, ОСАГО нет... Старайтесь задержать велосипедиста, если он повредил ваш автомобиль.
  6. Даже если виноват двухколёсный, то водитель авто заплатит ему моральный вред и даже ущерб здоровью, но сам может взыскать ущерб машине.

О велосипедистах некоторые водители знают только, что они путаются на дороге, мешают, ездят как попало и создают аварийные ситуации. Но, так или иначе, двухколесных на дорогах нашей страны с каждым годом становиться всё больше и больше, и необходимо знать, как действовать и что делать, если произошло ДТП с велосипедом: если автомобиль его сбил на переходе или вне его границ, если тот был пьяный и/или погиб. Также и розыск наездника двухколёсного в 2024 году имеет свои тонкости. Подробнее расскажем об этом в статье.

Имеет ли право велосипед двигаться по дороге?

Если рассматривать данный вопрос строго формально и руководствуясь определениями из ПДД, то всем велосипедистам так или иначе разрешено движение по дороге. Это очень важно в контексте разборов ДТП с велосипедом, если вы его сбили или он совершил наезд на авто. Всё потому, что дорога включает в себя и проезжую часть, и тротуар, и обочину. В основном, разрешено движение велосипедистов, как маленьких, так и взрослых, по тротуарам, велосипедным и велопешеходным дорожкам.

А вот по проезжей части дороги можно двигаться не всем и не всегда. Разрешается в следующих случаях и только по правому краю проезжей части:

  1. когда отсутствуют соответствующие велосипедные, велопешеходные дорожки, отдельная полоса для велосипедистов или нет возможности двигаться по ним,
  2. при больших габаритах велосипеда, перевозимого груза или прицепа к велосипеду, а именно более 1 метра в ширину,
  3. если двухколесных целая колонна.

При этом, возраст таких веловодителей должен превышать 14 лет.

С таким же возрастным цензом можно двигаться по обочине дороги, когда отсутствуют специальные дорожки, специальная полоса или нет возможности двигаться по ним или по правому краю ПЧ.

Если ничего вышеперечисленного нет или нет возможности двигаться по ним, тогда можно ехать на велосипеде по тротуару или пешеходной дорожке.

Тем лихачам, которым от 0 до 14 лет, можно двигаться на велосипеде только по специальным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон.

Движение велосипедистов по ПДД и что делать при ДТП?

Какие ещё ПДД для велосипедистов?

Поскольку движение на велосипеде разрешается в тех местах, где ходят пешеходы (и движутся иные лица), то в случае, если такое движение создает опасность или помехи другим лицам, движущимся по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пешеходной зоне, велосипедисту надлежит спешиться и продолжить свой путь пешком. Поэтому чаще всего при ДТП велосипеда и пешехода виновен оказывается первый.

Есть для веловодителей и запреты. В частности, нельзя:

  1. управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой,
  2. перевозить громоздкий груз или груз, который будет мешать рулить,
  3. катать на двухколёсном кого-то еще, если это не предусмотрено его конструкцией,
  4. поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, где есть трамвайные пути или более чем одна полоса в данном направлении (есть 2 исключения, о которых можно прочитать в пункте 24.8 ПДД РФ)

Ну и отдельно хотелось бы написать про запрет пересекать дорогу по пешеходным переходам. Именно езда по пешеходным переходам создает больше всего аварийных ситуаций на дорогах (тот же пункт 24.8 Правил).

Кто будет виноват при ДТП?

Как бы банально и очевидно это ни звучало, но виноват в ДТП будет тот, кто нарушил Правила дорожного движения. В каких-то ситуациях нарушают водители автомобилей, в каких-то – велосипедисты, разберем некоторые из них.

На пешеходном переходе

Не зря мы акцентировали внимание на запрет про движение велосипедов по ПП. Очень часто нарушение данного запрета является причиной ДТП. Если водитель сам ничего не нарушил, например, не ехал на красный сигнал светофора, то виновным в ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом, который не спешился, будет сам веловодитель.

Судебная практика в 2024 году достаточно богатая. Вот, например, решение суда по делу, где водитель сбил велосипедиста, едущего по переходу, но сам двигался с превышением скорости. В итоге он был признан виновным.

В такой категории дел легко получить "обоюдку", ведь у нас в ПДД есть чудо пункт 10.1, по которому водитель обязан всё предвидеть и всё предугадывать (по мнению инспекторов и судей). В подобном деле первая инстанция признала виновным велосипедиста, а апелляция установила вину каждого в 50%, вот апелляционное определение.

Ну и наконец, апелляционное определение, которым засилили решение первой инстанции по ДТП между велосипедистом, не спешившимся на пешеходном переходе, и автомобилем. Теперь велогонщику оплачивать ущерб, причинённый автомобилю. Но и в таких ДТП с наездом на велосипед не всё так однозначно, иногда водитель даже при отсутствии вины должен оплачивать вред веловодителю – подробнее обсудим немного ниже.

Разбор наезда на велосипедиста на пешеходном переходе и что делать?

При повороте направо

Велосипедисты на дороге не всегда ведут себя хорошо и строго соблюдают приписываемые правила, но если уж они двигаются по правому краю проезжей части, то, как правило, делают это в крайнем положении.

Чего не скажешь про водителей машин, которые, поворачивая направо, зачастую забывают выполнить пункт 8.5 ПДД и занять крайнее положение перед поворотом направо, в результате чего сбивают велосипедистов. В таком случае вина водителя будет однозначна. Крайнее положение на то и крайнее, чтобы никто больше там проехать (поместиться) не мог.

Еще водители могут повернуть направо, нарушив уже другой пункт правил, а именно 13.1, который гласит, что нужно уступить велосипедистам, которые пересекают проезжую часть дороги, на которую осуществляется поворот.

Судебная практика: апелляционное определение Свердловского областного суда, которым признано законным решение о взыскании с водителя 200 000 рублей компенсации морального вреда. Водитель нарушил пункт 13.1 ПДД РФ.

Повышенного внимания от водителей требует манёвр съезда с дороги на прилегающую территорию, поскольку можно легко попасть в ДТП с участием велосипедиста и при этом оказаться виноватым. Ведь пункт 8.3 Правил предписывает уступать дорогу двухколесным, путь движения которых пересекает автомобиль.

Важное замечание!
  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

Спросить у юриста
или бесплатно проконсультироваться по телефону горячей линии: 8 (800) 511-38-97.

Если велосипедист пьяный?

В данном разделе мы развеем популярный миф, касающийся не только велосипедистов, что если управлять транспортным средством пьяным, то априори виновен в ДТП. Это не так!

Если пьяный будет рулить велосипедом строго по правилам, то никто его не признает виновным в ДТП, ведь он попросту будет в нём не виноват, так как состояние опьянения не находится в причинно-следственной связи с самим дорожным происшествием. Именно так рассуждают суды в 2024 году.

Если сбили едущего справа

Малые габариты велосипеда позволяют двигаться на нём вплотную к краю проезжей части, но в этом и опасность для людей. Водители автомобилей привыкли, что справа от них никого нет, так как машине там не проехать, но вот велосипеду (и, впрочем, мотоциклу) – запросто.

Появление двухколесного справа от машины бывает неожиданным для водителя, а при смещении автомобиля может произойти ДТП.

В такой ситуации в аварии будет виноват водитель авто, не смотрящий в зеркала.

Если сбить велосипед на велодорожке при повороте направо

Судебная практика: вот пример судебного разбирательства по ДТП, в котором сбили велосипедистку. Водитель теперь будет пожизненно выплачивать определенную сумму потерпевшей.

Но иногда велосипедисты лезут, даже можно сказать "щемятся" между авто и краем ПЧ, чуть ли не сбивая зеркала на авто и могут легко зацепить машину, повредив её. Часто такое происходит в пробках, когда машины стоят.

В таком случае вина на двухколесном за несоблюдение бокового интервала (пункт 9.10 ПДД).

Во дворе

Согласно 17 разделу ПДД в жилых зонах, равно как и на дворовых территориях преимущество перед машинами имеют пешеходы. Про велосипеды там ни слова. Поэтому ездить там нужно, придерживаясь основных правил для движения велосипедов, ведь во дворах у нас тоже дороги (впрочем, некоторые эксперты оспаривают данное утверждение).

Если произойдет столкновение с машиной, то, чтобы установить виновного, необходимо будет изучать динамику их движения, кто, куда и как ехал. Однозначно определить виновного только из места происшествия не получится. Отметим лишь главный принцип – во дворах действуют ПДД в полной мере, и разборы многих ДТП с наездом на велосипед здесь аналогичны тем же вне прилегающих территорий.

Велосипедист догнал сзади

Такие ДТП, когда наезд совершает не водитель авто, а велосипедист, случаются в основном на светофорах, когда все водители ждут разрешающего, зазевавшийся велосипедист может прилететь кому-нибудь в "корму".

Это конечно не удар машины, но повредить бампер, багажник, фонари и даже заднее стекло, велосипедист способен, ну или по меньшей мере поцарапать лако-красочное покрытие. Это, кстати, весьма печально, ведь никакого ОСАГО у двухколесного нет, и ущерб придется взыскивать с него самого.

Судебная практика: В апелляционном определении Верховного Суда Республики Башкортостан коллегия взыскала моральный вред в пользу велосипедиста, въехавшего в заднюю часть авто (правда, в размере 5 000 рублей) и взыскала с велосипедиста материальный ущерб за разбитый задний фонарь авто.

Поэтому ещё очень важно поймать причинителя вреда.

Что делать, если велосипедист скрылся? Тонкости розыска

Транспорт на двух колесах весьма мобилен и не идентифицирован госномерами, поэтому виновникам ДТП на велосипедах часто удается скрыться с места аварии. Если задержать нарушителя не удалось, тогда дело плохо.

Хорошо бы иметь запись с камер или видеорегистратора. Если ДТП не существенное и ущерб не большой, то инспекторы, скорее всего, не захотят заниматься розыском видеокамер, а потом выемкой записи. Чтобы они это сделали, надо подать письменное ходатайство, которое они обязаны будут рассмотреть, лучше с указанием на конкретные камеры, если вы нашли их на месте ДТП. Но даже с видеозаписью найти человека в большом городе бывает весьма проблематично.

А чаще всего пострадавший может сообщить сотрудникам лишь во что был одет горе-велосипедист, да цвет велосипеда. Даже если запомнить его лицо, то вряд ли кто-то будет составлять фоторобот негодяя, ведь ДТП – это в большинстве своём не преступление и уголовной ответственности не предполагает.

Но сбежать с места аварии может не только виновный велогонщик, но и потерпевший. В том случае, когда вина в происшествии лежит на автомобилисте, не стоит радоваться, что потерпевший уехал. Последовав его примеру, можно лишиться прав за оставление места ДТП и вот почему:

  1. велосипедист может вернуться на место ДТП и вызвать инспекторов ГИБДД,
  2. травма или повреждения его велосипеда могут быть обнаружены спустя какое-то время, и после обнаружения последует обращение к инспекторам.

В таких случаях главное – правильно действовать. Позвоните в ГИБДД и сообщите о случившемся, но не говорите, что виноваты вы. Это на данном этапе не важно, главное сообщить и следовать указаниям.

Можно уехать, никуда не сообщая, но тогда ущерба у вас быть не должно. А был ли причинен ущерб двухколесному, вам не известно, поэтому и уехали. В таком случае лишить вас прав не могут, но гарантию никто не даст.

ДТП со скрывшимся велосипедистом – судебная практика 2024

Сбили насмерть – что грозит?

За причинение смерти в ДТП может грозить до 5 лет лишения свободы. Если при этом пьяным был водитель или скрылся с места происшествия, тогда от 5 до 12 лет. Данная санкция предусмотрена 264 статьёй Уголовного кодекса РФ.

Но всё это, конечно же, в случае виновности водителя авто в ДТП. Если будет виноват велосипедист, то его уже никто к ответственности не привлечет. Но это не значит, что водитель не понесет никакой ответственности.

Родственники погибшего смогут взыскать даже с невиновного водителя моральный вред. Всё потому, что машина у нас – это источник повышенной опасности, а вред, причиненный таким ИПО, возмещается его владельцем. Не платить можно будет, только если доказать, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла погибшего. Всё это указано в 1079 статье ГК РФ, именно по ней и придется возмещать вред.

Судебная практика: Пример решения суда, где на момент разбирательства вина водителя в ДТП не была установлена, но моральный вред в размере 200 000 рублей взыскали. При этом, потерпевший не погиб.

Моральный вред при вине велосипедиста в ДТП, получившим легкий вред здоровью, взыскали в другом похожем деле. Вот апелляционное определение по делу.

Если столкнулись 2 велосипеда – что грозит?

Из определения, данного в ПДД, мы знаем, что велосипед – это тоже транспортное средство, но, правда, не механическое. В связи с этим для управляющих велосипедом есть спецнормы, предусматривающие ответственность.

Так, часть 2 статьи 12.29 КоАП РФ предусматривает штрафы для нарушивших правила велосипедистов. А часть 3 той же статьи увеличивает размер штрафа, если велосипедом управляли в состоянии опьянения.

Еще есть часть 1 статьи 12.30 КоАП, по которой наказывают, когда были созданы помехи в движении транспортных средств. По этой статье могут оформить при ДТП на пешеходном переходе, если велосипедист не спешивался.

Эти статьи на случай, когда в аварии пострадали только велосипеды. Если вред причинен здоровью участников ДТП тогда читаем часть 2 статьи 12.30 КоАП, при легком и среднем вреде здоровью, и статью 268 УК РФ при тяжком вреде или смерти.

Примечательно, что ответственность для велосипедистов на порядок ниже, чем для водителей, хотя, последствия столкновений могут быть одинаковыми, например, смерть человека в ДТП.

Видео

Комментариев: 10

Аватар пользователя Анастасия

Здравствуйте, муж ехал на работу на велосипеде по тротуару, трезвый, сбила машина выезжающая со двора на дорогу, сотрясение мозга, сломаный и зашитый нос, повреждения лба. Есть ли вероятность, что мужа признают виновным? Можно ли добиться компенсации ущерба здоровью и морального вреда от водителя ТС? Какова вероятность, что ГИБДД сделают вину обоюдной?

Аватар пользователя TonkostiDTP

Здравствуйте, Анастасия.

Прогнозировать вероятность распределения виновности в данном случае невозможно, так как всё будет сильно зависеть от обстоятельств и рассматривающего дело суда (ГИБДД не определяют вину).

В любом случае, согласно ст. 1079 ГК РФ и сложившейся судебной практики, автомобиль является источником повышенной опасности по отношению к велосипедистам. Поэтому даже в отсутствии вины владелец такого источника обязан возместить вред здоровью или жизни пострадавшего (но о возмещении вреда имуществу речи не идёт).

То есть, если даже вина полностью ляжет на велосипедиста, то будет:

  1. наказание за нарушение велосипедисту,
  2. его также обяжут возместить причинённый вред автомобилю (и людям при наличии вреда),
  3. водитель или собственник должны будут возместить вред здоровью и моральный вред.
Аватар пользователя Степан

Добрый день!
Такая ситуация: велосипедист на велосипеде едет по велодорожке/велополосе, не нарушая правил, и перед ним на велодорожке стоит припаркованный автомобиль, нарушающий правила парковки. Велосипедист пытается объехать препятствие и задевает припаркованный автомобиль, царапая ЛКП.
Кто будет виноват в данной ситуации?

Аватар пользователя TonkostiDTP

Добрый день, Марат.

Если велосипедист не спешился на переходе, то вина должна быть его. Но, возможно, сходу сотрудники ГИБДД при оформлении ДТП могут решить совсем не так – придётся доказывать отсутствие у Вас обязанности уступить дорогу велосипедисту на переходе. Но и здесь могут быть нюансы, так как ПДД регулируют этот вопрос, в основном, в отношении нерегулируемого перехода.

С другой стороны, автомобиль является ИПО по отношению к велосипедисту, поэтому возмещение материального вреда здоровью и морального могут лечь на водителя автомобиля вне зависимости от виновности.

Аватар пользователя Александр

Здравствуйте. Интересная статья, спасибо!
За сезон 2021 года сбили 3 раза. 1 ДТП урегулировали на месте без проблем...
2 ДТП произошло на велопешеходной дорожке, пересекал дорогу (выезд с дворовой зоны) на небольшой скорости, заметил водителя, но не предпринял действий, так как думал что пропустит. Но водитель протаранил меня. Был ли я виноват отчасти в этой ситуации?
3 ДТП *ехал* по пешеходному переходу со скоростью 10 км/ч на разрешающий сигнал светофора. Водители ломились, так как у них был включен светофор разрешающий поворот направо. На дороге есть трамвайные пути, по которым успешно ехали водители поворачивая). По итогу водитель двигавшийся по трамвайным путям (уже встречного направления для него) выехал из-за авто который стоял на трамвайных путях, я резко начал тормозить и меня развернуло, въехал в дверь. Водитель а/м скрылся пока снимал балаклаву, номера не запомнил. Что следовало мне делать в этой ситуации?

И главный вопрос, если будет однозначная вина водителя а/м, то я могу каким-либо способом требовать на возмещение ущерба, так как многие говорят что это невозможно, ибо нет "сертифицированных" сервисов, которые могли бы подтвердить повреждения велосипеда?!
Спасибо!

Аватар пользователя TonkostiDTP

Здравствуйте, Александр.

Во втором ДТП вряд ли на Вас бы возложили даже часть вины.

В третьем ДТП, если вопрос только в том, что делать в такой ситуации (о вопросе виновности рассуждать очень сложно, так как много нарушений, и это будет зависеть буквально от конкретного судьи), то искать свидетелей, в том числе увидеших запомнивших номера автомобиля, искать видеокамеры наблюдения поблизости, вызывать ГИБДД и ходатайствовать об изъятии записей (при наличии). Сразу после оформления ДТП бежать к владельцам найденных камер и просить сохранить сегодняшнее видео (может быть, вам даже выдадут его без полиции).

Ещё один вариант – отправиться за скрывшимся водителем с другим очевидцем ДТП на автомобиле, в это время звонить в ГИБДД и сообщать его маршрут. Затем обязательно вернуться на место происшествия (у Вас там ещё велосипед останется – лучше попросить кого-то за ним присмотреть, если Вы не один).

В случае, если автомобиль виновника будет установлен, ДТП оформлено сотрудниками, Вы сможете получить возмещение по ОСАГО (вне зависимости от установленного водителя, кто был за рулём).

Что касается оценки повреждений велосипеда, то, насколько мы знаем, не существует сертифицкации по экспертной оценке конкретных видов транспортных средств. Любая контора (например, при экспертизе повреждения автомобиля, где пострадали также личные вещи) смотрит средние цены в инетрнете в отсутствие официально утверждённых перечней стоимости компонентов.

Аватар пользователя Ирина

добрый день. Я ехала на велосипеде по правому краю дороги. Меня сбил автомобиль, который поворачивал с дороги направо. ДПС и скорую вызывали. На больничном была 7 дней. Как и сколько взыскать компенсацию за моральный вред, подскажите, пожалуйста.

Аватар пользователя TonkostiDTP

Здравствуйте, Ирина.

Размер морального вреда зависит от тяжести последствий для здоровья. Вы можете запросить в иске фактически любую сумму, но суд с большой долей вероятности уменьшит её до значения на усмотрение судьи и исходя из практики по вашему региону, городу.

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.