Москва:+7 (499) 938-85-07
Санкт-Петербург:+7 (812) 467-44-89
Вся Россия:Бесплатная консультация:8 (800) 301-61-89
Бесплатная консультацияСпросить у юриста

ДТП с участием электросамоката и автомобиля на дороге: кто виноват и что делать?

ДТП с электросамокатом
Кратко о самом важном: 
  1. В 2021 году в судебной практике при ДТП с электросамокатом чаще всего признают водителей автомобилей.
  2. Однако, Верховный суд однажды указал, что не имеющий право на движение в намеченном направлении не имеет преимущества, и уступать дорогу ему обязанности нет.
  3. Это означает, что если электросамокат не предназначен для езды по дороге, то у водителя отсутствовала обязанность уступить ему. То есть нарушения ПДД у первого вовсе нет. А, если нет нарушения, не может быть и виновности.
  4. Это работает именно в случаях ДТП при неуступлении дороги самокату.
  5. А вот то, что такому устройству с электродвигателем запрещено выезжать на дороги общего пользования, указано почти в любой инструкции к нему.
  6. Но это не касается обычных самокатов, приводимых в движение исключительно ногами "наездника". Это, согласно ПДД, уже пешеходы, со всеми вытекающими правами и обязанностями.
  7. Кроме того, в Правила готовятся изменения, после вступления в силу которых электросамокаты выделят в отдельную категорию – средства индивидуальной мобильности. И тогда права у таких средств будут как у велосипедистов.

Чтобы выяснить, кто виновен в ДТП, произошедшем с участием электросамоката и автомобиля, а также при столкновении пешехода с таким устройством, нужно понять, какие действуют ПДД для этого транспорта в 2021 году. Всё так, потому что именно от наличия нарушения у одного из участников происшествия и отсутствие у другого прямо и непосредственно влияют на исход дела. О том, кто обычно бывает виноват в дорожно-транспортно происшествии с электрическим самокатом, как доказать свою невиновность, что делать, чтобы получить выплату за ущерб, выясним в этой статье. В частности, рассмотрим ситуации при ДТП с самокатами на проезжей части дороги, во дворах, если девайс оказался прокатным либо если речь идёт об аппарате без двигателя, в том числе у ребёнка. Обратите внимание, что всё нижеописанное относится также к другим подобным устройства: гироскутерам, сигвеям, моноколёсам и всему остальному, что имеет электромотор и на чём можно передвигаться.

ДТП с электросамокатом: кто обычно бывает виноват в 2021 году?

Не будем вас обнадёживать и сразу отметим, что чаще всего в судебной практике в судах нижних инстанций виноватым признают водителя автомобиля. А наездника самоката считают попросту пешеходом. Хотя, доля логики здесь есть:

  1. если речь идёт о простом самокате без двигателя, то это пешеход – так утверждают ПДД (определение в Правилах),
  2. однако, при ДТП с электросамокатом далеко не факт, что он не является транспортным средством, а управляющий им человек – водителем.

Увы, но жару в огонь добавляет именно само определение в ПДД – самокат приравнен к пешеходу. Значит, и такой же механизм с электрическим двигателем тоже является таковым. Корень слова ведь один! К сожалению, именно так чаще всего считают судьи... Впрочем, это наиболее простой путь для них – повесить вину на водителя автомобиля и не разбираться глубоко в обстоятельствах происшествия.

Между тем, когда речь заходит об административном наказании за то или иное нарушение, здесь суды нередко "переобуваются", ведь большинство штрафов ГИБДД для водителя транспортного средства выше, нежели для пешехода. Да ещё и лишение прав можно назначить.

В итоге получаем противоречивую практику:

  • в случае ДТП с участием автомобиля и электросамоката для упрощения судебного разбирательства в 2021 году в практике последний приравнивают к пешеходу и делают виновником аварии автолюбителя,
  • а вот если самокатчик попадётся в состоянии опьянения или с иным нарушением ПДД на дороге, то тогда будь добр, плати штраф как водитель машины или вовсе оставайся без автомобильных водительских прав!

Ниже мы ещё рассмотрим актуальную судебную практику по данному вопросу. А пока выясним, как быть при сложившейся тенденции именно при дорожном происшествии с самокатами.

Кто виноват в аварии с участием автомобиля и самоката на дороге

И что со всем этим делать?

Очевидно, тут нужно смотреть конкретные обстоятельства ДТП. Однако, обращаем ваше внимание, что в данной статье мы не будем занимать какую-либо конкретную позицию в защиту автомобилистов или самокатчиков. Но вы сами сможете правильно расставить приоритеты и использовать самые "удобные" для вас законодательные факты, будучи на любой из сторон дела.

Итак, если вы попали в такое ДТП, то, в первую очередь, необходимо выяснять следующие обстоятельства и факты.

  • Речь идёт об обычном самокате, приводимом в движение ногами, или же об электрическом механизме?
  • Где произошло ДТП с участием электросамоката: во дворе, на дороге или иных участках движения?
  • Является ли самокат транспортным средством по ПДД (и отдельно по КоАП)?
  • По вышеупомянутому вопросу, было ли право на передвижение устройства по данному участку дороги? Требовалось ли управляющему им специальное право управления?
  • Устройство является собственностью его наездника или взято в шеринге (пункте проката)?

Давайте по порядку объясним, что здесь к чему!

Важное замечание!
  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

Спросить у юриста
или бесплатно проконсультироваться по телефону горячей линии: 8 (800) 301-61-89.

Кто виноват при ДТП с самокатом без двигателя?

Здесь всё проще всего и неблагоприятнее для водителя машины. Согласно определения в ПДД простой самокат, который приводится в движение исключительно ногами, не является никаким транспортным средством.

К пешеходам приравниваются лица, ... использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Таким образом, управляющий самокатом человек является пешеходом, со всеми вытекающими из этого последствия ДТП с участием автомобиля и такой категории участников дорожного движения. Такая авария равноценна, как если авто просто сбивает пешехода, либо если последний на роликовых коньках, скейтборде, на лыжах, в конце концов.

Что такое электросамокат по новым ПДД?

Однако, неверным будет заключение о том, что самокат с электрическим двигателем по сути также остаётся самокатом. В простонародье да, его можно оставить и так. Но Правила дорожного движения имеют своё мнение на этот счёт. Впрочем, не только ПДД едиными регламентируется такой вид транспортных средств.

Итак, сначала рассмотрим Правила. И здесь снова обращаемся к определениям.

  • Транспортное средство – это устройство, которое имеет целью перевозку по дороге людей и/или грузов. Получаем, что электросамокат – это всё же ТС. Но не полноценный автомобиль, конечно же!
  • Конкретно электросамокат является механическим транспортным средством, потому как имеет двигатель.
  • Велосипед – это двухколёсное ТС, которое приводится в движение мышцами его наездника при помощи педалей или рукояток. Он также может иметь мотор определённой мощности. Но нам это не нужно, потому как электрический самокат велосипедом не является в принципе, так как у него нет ни рукояток, ни педалей для воздействия с целью приведения в движение.
  • Но ещё есть мопед. Его характеризует наличие мотора мощностью от 250 Вт до 4 кВт либо максимальная скорость до 50 км/ч. И наше устройство вполне подходит под это определение. Для управления мопедом нужны водительские права. Зато ставить на учёт в ГИБДД его не нужно.
  • А вот если электросамокат может ехать быстрее 50 километров в час, то это уже формально мотоцикл с необходимостью категории A либо подкатегории A1, который нужно регистрировать в ГАИ.

А вот у Административного кодекса тоже есть мнение на этот счёт, оно похожее на ПДД, но несколько иное. Согласно Примечанию в статье 12.1 КоАП РФ, транспортным средством нужно считать любое устройство с мощностью электродвигателя более 4 кВт и максимальной скоростью свыше 50 км/ч.

ПДД для самокатов 2021

Чем отличаются эти нормативные акты? Именно они имеют решающее значение в обсуждаемой нами теме:

  1. на ПДД рассматривающие дело о ДТП с участием электросамоката лица будут опираться с целью установления, кто виноват, исходя из прав и обязанностей каждого из участников аварии на дороге,
  2. а на КоАП – для установления наказания; например, если управляющий электросамокатом при ДТП был ещё и пьян, то его могут лишить прав на долгий срок, если устройство по своим характеристикам подпадает под транспортное средство, согласно Кодексу.

В каком случае это транспортное средство?

Таким образом, получаем, что электросамокат является полноценным транспортным средством в разборе ДТП при наличии всего одного основного критерия – его электродвигатель развивает более 250 Вт.

В противном случае в судебной практике 2021 года будет гораздо больше шансов, что его признают пешеходом, а вам как водителю машины будет гораздо сложнее доказать обратное. Хотя, здесь тоже есть важная тонкость, о которой мы ещё поговорим ниже касательно допуска электросамокатов к дорогам общего пользования, в том числе тротуарам и обочинам.

Когда самокатчик признаётся пешеходом?

Исходя от обратного, пешеходом во всех случаях признают самокат без мотора. И это закономерно и логично, согласно определения в ПДД.

Изменения в ПДД

Да, в настоящий момент готовятся поправки в Правила, где электросамокатчиков выделят в отдельную категорию – средства индивидуальной мобильности. И в этом случае они будут иметь определённые права на дороге. Если кратко, то их смогут наделить правом передвижения, похожим на велосипедистов. То есть на электросамокате можно будет передвигаться по краю проезжей части, а в ряде случаев – по обочине и даже тротуару.

Однако, по состоянию на 2021 год такие новые ПДД в силу ещё не вступили. И пока имеем то, что есть – электросамокаты никак в Правила не регламентированы. И на дорогах им делать нечего. Почему, узнаете немного ниже.

Важна инструкция к устройству!

А теперь перейдём к практике правоприменения. При попытке доказать одно из двух условий в случившемся ДТП: транспортное средство это или же пешеход, нужно опираться, собственно, на официальную информацию о характеристиках данного конкретного устройства.

И содержатся такие данные, очевидно, в инструкции к электросамокату либо его паспортных данных. Да, если вы являетесь наездником такого аппарата и пытаетесь доказать, что являетесь пешеходом, то для вас не должно быть проблемой просто показать эту информацию. Но что делать водителю автомобиля? Ведь у самокатчика нет обязанности разглашать такую информацию, а за непредоставление паспортных данных наказания ему никакого не будет!

Здесь тоже есть выход, но он сложнее. Придётся в рамках суда ходатайствовать об экспертизе для установления мощности электросамоката с целью определения, является ли он транспортным средством, согласно определения в Правилах.

Судья, как правило, должен удовлетворить такое ходатайство, и по результатам технической судебной экспертизы будет установлена мощность устройства.

Важная тонкость о допуске электросамокатов к дорогам

Но в инструкции в подавляющем большинстве случаев будет ещё одно важное упоминание, даже для самокатов с двигателем мощностью менее 250 Ватт.

Дело в том, что почти все производители электрических самокатов фактически снимают с себя ответственность за инциденты на дорогах фразой наподобие "Данной устройство не предназначено для использования на дорогах общего пользования".

Например, вот такая инструкция к одной из моделей:

Инструкция к модели электросамоката о непригодности для дорог общего пользования

Если такое упоминание к указанному электросамокату, который попал в ДТП с автомобилем, есть, то его эксплуатация на дороге была незаконной. Обратите также внимание, что к дорогам по тем же ПДД относятся тротуары, обочины.

Что это значит для судебной практики?

Итак, перейдём к ещё большей практике. Собственно, любое ДТП разбирает суд. Происшествие с участием автомобиля и электросамоката тоже. Только суды уполномочены устанавливать виновность тех или иных лиц. А вместе с виновностью и ответственность за причинение ущерба.

Это значит, что вам в рамках суда нужно будет доказывать, что... А что, собственно, доказывать? Выше мы описали, что правильной целью водителя машины должно являться склонение электросамоката в сторону транспортного средства. Значит ли это, что это поможет в невиновности авто в ДТП? Да, значит.

Дело в том, что Верховный суд в недавней практике прямо указал, что если кто-либо на дороге не имеет права на движение, то он не может иметь и преимущественного права на такое движение (пункт 14 Постановления Пленума Верховного суда №20 от 25.06.2019 г.).

Таким образом, если произошло ДТП с электросамокатом, и спор зашёл в сторону обязанности уступить дорогу одним из его участников, то здесь и обязанности у водителя автомобиля могло не возникнуть. Потому что уступать тому, кто не имеет права на движение, обязанности нет. Следовательно, виновен наездник электросамоката.

Обратите внимание, что речь идёт именно о тех случаях, когда ДТП случилось именно в рамках неустуления дороги. К таким ситуациям относятся следующие:

  • водитель электросамоката ехал по главной дороге (проезжей части) и столкнулся с автомобилем,
  • устройство пересекало пешеходный переход, при этом, лицо на таком устройстве не спешилось,
  • при выезде из прилегающей территории водитель автомобиля не уступил движущемуся очень быстро по тротуару самокатчику
  • и ещё большой ряд подобных ситуаций ДТП с участием электросамоката.

А вот если, к примеру, и водитель авто, и самокат двигались по тротуару, где автомобиль сбил последнего, то здесь виновность может быть обоюдная при правильном правоприменении. Но в судебной практике опять же, чаще всего виноватым сделают автолюбителя.

Однако, не всегда такая стратегия выигрыша дела может привести к успеху. Есть различные противоречивые судебные акты по таким спорам. Правда, большинство из них – по применению административного наказания (за пьяную езду на самокате или отказ от медицинского освидетельствования). А вот по ДТП актуальных судебных решений очень мало.

Судебная практика по ДТП с участием электросамоката

Например, в Казани судья, даже не заглянув в характеристики электросамоката просто указал, что это не транспортное средство, и на это всё. Вот официальная мотивировка суда:

Электросамокат транспортным средством в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения не является, нормами действующего законодательства наличие специального права управления электросамокатом не предусмотрено.

Анализ положений пункта 1.2 не позволяет прийти к выводу о том, что электросамокат является транспортным средством и приравнивается по своим техническим характеристикам к мопедам. В соответствии с указанной нормой к мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

В Орловской области суд на основании данных о том, что мощность самоката составляет 200 Ватт, пришёл к тому, что его наезднику следует назначить наказание как пешеходу.

Зато Тамбовский суд признал электросамокат транспортным средством, и судья привлёк его водителя к ответственности в полной мере как водителя ТС.

А вот ещё одно решение Татарстанского суда, где пьяного водителя электросамоката привлекли к лишению прав, признав его водителем транспортного средства. К такому выводу судья пришёл просто на основании того, что в свою защиту привлекаемое лицо не предоставило доказательств, что мощность устройства составляет менее 250 Вт.

Если самокат шеринговый?

Здесь всё и проще, и сложнее одновременно. Дело в том, что услуга проката – это коммерческая деятельность, которая регулируется законодательством о защите прав потребителей. В нашем случае статья 10 Федерального закона №2300-1 обязывает пункт шеринга электросамокатов доводить полную информацию до своего потребителя об услуге. В том числе и пункт из инструкции, что на дорогу на нём выезжать строго запрещено.

И вот в случае ДТП с электросамокатом потребитель услуги – то есть человек, взявший самокат напрокат – может переложить всю ответственность на пункт шеринга. Так предписывает пункт 1 статьи 12 того же закона.

Видео

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.