Автомобиль попал в яму или люк на дороге: как получить возмещение и с кого?

Если попали в яму на дороге
Кратко о самом важном: 
  1. Попадание в яму или люк, только если есть повреждения машины или дорожных сооружений, считается дорожно-транспортным происшествием по определению.
  2. Главная задача для вас как водителя – избежать фигурирования в документах о ДТП вашей вины в нарушении пункта 10.1 ПДД.
  3. Чтобы получить возмещение, вам нужно будет: отменить нарушение, если вам его вменяют, сделать экспертизу, обратиться с претензией к собственнику или ответственному за содержание дороги, подать в суд, если такую претензию не удовлетворят, выиграть его и дождаться перевода денег на счёт.
  4. Многие источники будут советовать водителю самому искать виновника через местную администрацию. Это, на самом деле, не обязательно. Можно обратиться в суд на саму администрацию.
  5. А ещё лучше сразу обратиться в прокуратуру. Если данное ведомство вынесет представление виновной организации, для вас это будет плюсом в суде.
  6. Важно зафиксировать яму или люк посредством фото-, видеосъёмки и замеров. Это главный фактор получения выплаты от дорожников или ответственной за яму организации.

Несложный анализ статистики ГИБДД показывает, что в России каждый водитель в среднем хотя бы раз попадал в яму или выбоину на дороге – об этом говорит статистика ГИБДД. Но одними колдобинами дело не ограничивается – многие автомобилисты попадали в ситуацию, когда пробивали колесо в канализационном или ином люке. Некачественное дорожное полотно было и остается одной из самых распространенных причин ДТП. Что делать в таком случае, является ли это ДТП с вытекающими последствиями и, главное, как взыскать возмещение с виновников и можно ли это сделать вообще? Давайте выяснять!

Если попали в яму или люк – это ДТП или нет?

Определение ДТП закреплено в статье 2 ФЗ №196. Да, оно есть и в ПДД. Но федеральные законы гораздо приоритетнее постановлений Правительства РФ. Так вот, согласно норме, дорожно-транспортное происшествие не обязательно должно сопровождаться столкновением нескольких автомобилей и/или ранением людей.

Но в целом для того, чтобы данный инцидент считался ДТП, он должен включать в себя 2 критерия:

  • автомобиль участвовал в процессе дорожного движения (причём, остановка и стоянка также включена в этот процесс),
  • есть любой материальный ущерб, либо пострадавшие, либо погибшие в результате аварии.

Того же мнения, что попадание машины в глубокую яму или любой другой неподвижный объект считается ДТП, придерживается и ведомство ГИБДД на официальном сайте:

Статистика ГИБДД о ДТП с попаданием в ямы, выбоины и люки

Если речь идет о выбоине

Выбоина или колдобина – это разновидность дорожной неровности, которая также может стать причиной ДТП. По отношению к любым колдобинам и выбоинам применяются правила, общие с ямами и люками.

Здесь важно отметить, что главным критерием дорожного происшествия является любое повреждение – причём, не только транспорта. Если в результате столкновения автомобиль вы не повредили, то и признаков ДТП нет. Это важно понимать, когда вы планируете просто уехать с места происшествия. И, если с ямами и колдобинами всё предельно просто, то с люком сложнее – если в результате попадания в него повреждена, к примеру, окантовка люка, то есть материальный ущерб (не важно, кому и по чьей вине). Следовательно, покидать место аварии запрещено, иначе можно лишиться прав.

Пример выбоин на дороге и попавших в них автомобилей

Что делать в первую очередь?

Если колесо автомобиля застряло в яме или люке или машина повредилась иным образом, то водителю необходимо соблюсти обычный порядок действий при ДТП. Иными словами, речь идет про пункт 2.5 ПДД, согласно которому, нужно:

  1. немедленно остановиться, независимо от того, находится ли автомобиль в данный момент в люке или яме,
  2. вызвать сотрудников ГИБДД для фиксации ДТП,
  3. включить сигнализацию,
  4. выставить знак остановки в случае аварии,
  5. пока едут инспекторы, сфотографировать и/или снять на видео машину в яме, повреждения крупным планом, дорожную обстановку.

Если по итогам столкновения с ямой или люком ранены или погибли люди, то нужно помочь пострадавшим, освободить проезжую часть и привлечь очевидцев происшествия (п.2.6 ПДД).

Очень важно, чтобы были сняты размеры ямы, если речь идёт о ней. Требуйте этого от приехавших сотрудников. Если те отказываются, пишите ходатайство и под видеозапись вручайте инспекторам. Если этого сделать не получается, сфотографируйте самостоятельно яму с учётом следующих требований:

  • возьмите любой измерительный прибор (линейка или рулетка в идеале) и фотографируйте,
  • если мерить нечем, возьмите любой популярный предмет (упаковку от знака аварийной остановки, мобильник), который вы сможете принести в суд, и делайте фото, приложив его к яме – это нужно для того, чтобы затем можно было определить размеры ямы на фото,
  • желательно, чтобы на фото было подтверждение того, что вы снимаете именно ту яму и именно сразу после ДТП – желательно, чтобы на фоне была машина ДПС с госномерами, время на мобильнике и тому подобное.

Можно ли получить возмещение в 2020 году?

Да, разумеется. Согласно Гражданского кодекса, любой вред должен быть возмещён его причинителем. Поэтому последствия в виде ущерба для автомобиля (или того хуже – людей) можно компенсировать.

Но ключевым фактором здесь будет выступать виновность того или иного участника ДТП. Если сформулировать ответ на вопрос, можно ли взыскать выплату за яму, выбоину или люк на дороге, максимально кратко, то получится один из 2 вариантов: если яма не соответствует ГОСТу, либо люк был закрыт и выполнен в пределах норм законодательства, то водителю на практике 2020 года выпишут нарушение пункта 10.1 Правил (не выбрана скорость с учётом дорожной обстановки). Если же есть нарушение со стороны дорожников или иной организации, обслуживающей данный участок дороги, то вина ляжет чаще всего именно на них.

Какие допустимые размеры ямы по ГОСТу?

Примечательно, что в России уже давно действует специальный регламент, который регулирует состояние ям, колдобин и других неровностей на дороге. Согласно ГОСТ Р 50597-93, максимальные размеры дорожных углублений не должны превышать:

  • 15 см в длину,
  • 60 см в ширину,
  • 5 см в глубину.

Если размеры выбоины больше хотя бы одного из указанных лимитов, то организацию, ответственную за содержание дорог, можно привлечь к ответственности.

Яма, которая точно не по ГОСТу

Может ли люк на дороге быть открытым?

Люк – часть инженерной сети города, за которую отвечают эксплуатирующие организации. По общему правилу люк, конечно же, должен быть закрыт. Если часть водоканала открыта, то возмещать вред должна эксплуатирующая организация. При этом, не имеет значения, полностью открыт люк или частично, либо если он оказался сломанным.

Но обратите внимание, люк может быть открытым в случае проведения ремонтных и других работ на соответствующем участке. Но даже в такой ситуации эксплуатирующая организация должна огородить рабочую территорию от проезда. Если участок был надлежащим образом огорожен, но водитель не уследил за дорогой (и снова 10.1 Правил), то возмещать вред ему никто не будет. Наоборот, это уже вы будете выплачивать за повреждённые ограждения.

Если мне вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД?

Пункт 10.1 ПДД – "коварная" норма, в первую очередь, для водителей. Причина – в ее содержании, которое накладывает на автомобилиста общую ответственность за дорожное движение. Водитель должен не только соблюдать установленный лимитом скоростной режим. Ему также необходимо заранее оценивать интенсивность движения, дорожные, метеорологические и другие условия.

На практике 2020 года этот пункт оказывается прецедентным. Это означает следующее: если водитель мог предвидеть большую яму и объехать ее без вреда для других участников дорожного движения, то он сам будет по большей части виноват в попадании в выбоину или люк на скорости.

Вменение пункта 10.1 ПДД – крайне распространенное явление, от которого можно и нужно защищаться. Ключевое значение будут иметь размеры ямы и обстоятельства дела в целом. Вам нужно будет доказать, что вы не могли предвидеть опасность столкновения с глубокой ямой, которая бы выразилась в материальном ущербе для автомобиля.

Таким образом, главная задача сразу после такого произошедшего ДТП – сделать так, чтобы не было никаких оснований выносить определение за нарушение пункта 10.1. Как это провернуть?

На самом деле, ничего сложного. Приехавшие на место аварии сотрудники ГИБДД дадут вам бумагу, на которой вы будете писать объяснение. Именно здесь, помимо прочего, необходимо указать приблизительно нижеследующее.

Двигался(ась) по указанной дороге со скоростью [значение вашей скорости должно быть не выше установленного на данном участке – и никаких +20 км/ч нештрафуемого порога] с учётом интенсивности движения, погодных и дорожных условий и особенностей моего транспортного средства, дорожное покрытие [сухое/влажное], время суток [тёмное/светлое]. Выбранная мной скорость обеспечивала возможность постоянного контроля в направлении движения опасности, которую я смог(ла) бы предвидеть.

Такие объяснения фактически означают ваше беспрекословное соблюдение указанного пункта. В такой ситуации вы фактически остаётесь невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное, и сотрудники ГИБДД вряд ли это будут делать прямо здесь и сейчас.

Если всё же в отношении вас вынесли определение (постановление за нарушение 10.1 не выносится, так как в 2020 году отсутствует наказание за его нарушение), то его обязательно нужно обжаловать. Собственно в мотивировочной части жалобы можно указать то же самое, что мы привели выше – иных доказательств нарушения 10.1 не должно быть, если, конечно, вы, действительно, соблюдали данный пункт.

Тем не менее, вероятность того, что вы сами и окажетесь виновником наезда на люк или яму, может быть высокой в следующих случаях:

  • если вы и правда превысили скорость, из-за этого угодили в яму, не заметив её вовремя (например, на данном участке ограничение 40 км/ч, а вы ехали 45),
  • если в этом время была плохая видимость дороги (дождь, снегопад, туман), но вы ехали со скоростью, близкой к ограниченной (в том же примере 38 км/ч),
  • если был гололёд и вы снова ехали почти на уровне установленного скоростного лимита.

Если выбоину на дороге не было видно из-за тумана, дождя или снега

Можно ли просто обратиться по страховке ОСАГО?

Нет. Сама суть ОСАГО заключается в том, что объект страхования здесь – ответственность причинителя вреда. Говоря проще, "автогражданка" – это когда ваша страховая выплачивает ущерб вместо вас потерпевшему, когда вы оказываетесь виновником.

И тут возможны 2 варианта развития событий:

  • если виновником в ДТП окажется обслуживающая организация (дорожная служба, исполком и так далее), то это у них должна быть страховка; ОСАГО у них быть не может, поэтому возмещать ущерб напрямую со счёта организации,
  • а вот если виновным признают вас, то тогда при наличии ущерба, например, люку его собственник может обратиться по вашей страховке за выплатой.

А по Каско?

А вот по имущественным видам страхования объектом уже является непосредственно ваш автомобиль. Поэтому в большинстве случаев вы можете взыскать ущерб.

Почему в большинстве, а не во всех без исключения случаях? Потому что все зависит от конкретных условий договора. Бывают ситуации, когда в документе фигурирует условие о возмещении только при столкновении транспортных средств, а не при наезде на элементы дорожной инфраструктуры. Хотя, это большая редкость.

Тем не менее, программа часто включает попадание в яму как стандартный страховой случай, поэтому проблем с получением выплат быть не должно. Именно за счет более обширной регламентации частное страхование более выгодно для водителя. Однако, для взыскания выплаты, скорее всего, придётся вызвать сотрудников и оформить ДТП. Но вы можете уточнить этот вопрос по звонку в вашу страховую с вопросом о лимите выплат без справок и иных документов.

Обратите внимание, что страховщик по Каско, возместив вам вред, получает право суброгации – то есть истребования возмещённого вам ущерба с виновника ДТП.

С кого взыскивается компенсация?

Вот с этого и начинается большинство вопросов автолюбителей в таких ситуациях. Попали вы в яму, допустим, вызвали ГИБДД и оформили ДТП. Стоите с нужным набором документов. И что делать далее? На кого в суд то подавать?!

Ответственность за содержание дорог лежит на эксплуатирующих организациях. Как правило, данные компании сотрудничают напрямую с местной администрацией.

И здесь кроется большое заблуждение многих ресурсов и даже практикующих юристов относительно целевого виновника. Вам не нужно его искать самому в большинстве случаев. Достаточно указать в исковом заявлении ответчиком администрацию или Исполком города или района/населённого пункта. Чаще всего в судебной практике 2020 года волшебным образом в суде администрация "сливает" реально ответственное лицо, и уже тот становится новым ответчиком. А если и не "сдаст", то суд привлекает ещё 3-5 организаций, где устанавливается настоящий ответственный за яму или выбоину.

Более того, наиболее оптимально в целях экономии времени лучше указать в исковом заявлении соответчиками, помимо администрации самого города (если дело произошло в городе) администрацию района, а также финансовую организацию, которая исполняет денежные операции от имени или по поручению администрации. В большинстве городов такое учреждение носит название приблизительно такое: "Финансовое управление г. Такого-то" или "Департамент финансов г. Такого-то".

В результате собственником или ответственным за содержание дороги в случае с ямой может оказаться:

  • сама администрация (если реального виновника слишком большой выбоины или ямы дорожный надзор не найдёт),
  • дорожная служба, обслуживающая данный участок,
  • управляющая компания.

В случае с люками ситуация несколько отличается – ответственность будет лежать на организации, которая занимается инженерными сетями. И это будет:

  • либо местный водоканал,
  • либо снова управляющая компания.

Если пробили колесо в люке на дороге – с кого взыскивать ущерб и что делать?

Что делать, чтобы взыскать выплату? Инструкция

Итак, пошагово вам нужно будет выполнить следующие действия.

  1. Если вы попали в яму или открытый люк на дороге, и в отношении вас вынесено определение о нарушении пункт 10.1 ПДД, то бегом его обжаловать и отменять. Срок на это – 10 дней с даты получения на руки копии определения.
  2. Оценка стоимости восстановительного ремонта. Делается с помощью независимой экспертизы – практически можно привлечь любую организацию, которая занимается определением ущерба по возмещениям ОСАГО.
  3. Далее следует обращение в Дорнадзор. Адрес вам подскажут в ГИБДД. В дорожный надзор приходят документы о вашем ДТП, в их числе и акт о ненадлежащем состоянии дороги. Они же чаще всего и составляют протокол о нарушении в отношении обслуживающей данный участок дороги организации. Именно в этот момент вы узнаете о том, что это за организация, и тогда сможете подать в суд уже непосредственно на неё.
  4. Далее опционально желательно (но не обязательно) подать претензию в ответственную организацию, если вы узнали её по предыдущему пункту, либо в администрацию города. В претензии указать суть ДТП, приложить копии (ни в коем случае не оригиналы – они вам потребуются в суде) документов о ДТП, об оценке ущерба и все чеки о расходах по ДТП (эвакуатор, услуги независимой экспертизы, проезд в транспорте и прочее). В претензии также указать разумный срок для её удовлетворения – 10-15 дней.
    Данную претензию отправляете заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений на адрес организации.
  5. Если ваше требование в предыдущем пункте не удовлетворено, то нужно готовить исковое заявление в суд. Иск подаётся по месту совершения нарушения. Если ущерб менее 50 тысяч рублей, то в мировой, если больше, то в районный. К иску уже нужно будет приложить оригиналы документов – тех же.

Таким образом, чтобы взыскать компенсацию через суд, требуется подготовить следующие документы:

  • свидетельство о праве собственности на автомобиль,
  • копию вашего паспорта,
  • исковое заявление на возмещение ущерба,
  • документы об экспертной оценке ущерба,
  • все чеки и квитанции, имеющие отношение к делу.

Если нужно подавать в суд

 

Центральное значение будет здесь иметь исковое заявление – от правильности изложенного в нём будет зависеть вероятность удовлетворения ваших требований. В документе должна быть отражена следующая информация:

  • сведения об ответчике, истце и суде;
  • обстоятельства дела о попадании в яму или колдобину на дороге;
  • мотивировочная часть;
  • конкретные требования;
  • список приложенных документов.

Успех в деле будет зависеть от мотивировочной части, в которой необходимо прописать доказательства причинения ущерба и вину конкретной дорожной организации. В ход, к слову, могут идти любые подтверждения, большинство из них просто обязано присутствовать вместе с иском:

  • показания свидетелей,
  • фотосъёмка с места ДТП,
  • замеры ямы,
  • экспертное заключение
  • и другие свидетельства.

Обратите внимание, что для суда ни одно доказательство не является приоритетным и безусловным. Инстанция сама решит степень вины каждой из сторон и размеры ущерба. Тем не менее, чем больше будет доказательств у вас, тем лучше пройдет разбирательство. Но готовьтесь к тому, что, возможно, будет 2-4 заседания – особенно, если в момент подачи иска ответственное лицо не установлено.

Как и на кого подавать в суд за яму или выбоину?

На какие компенсации можно рассчитывать?

Ещё на этапе первого заседания вам с большой долей вероятности ответчик предложит заключить мировое соглашение с добровольной выплатой денег. Но имейте в виду, что указанная сумма нередко будет занижена раза в 2-3 от оценённого размера ущерба (указанного вами в иске). Поэтому соглашаться урегулировать всё до решения суда или нет, решать вам.

Само количество и виды компенсаций будут зависеть от повреждений автомобиля и наличия вреда для людей. Если автовладелец отделался легким испугом, то взыскать моральный вред чаще всего не получится.

В первую очередь, стоит рассчитывать на возмещение реального ущерба, который был причинён имуществу водителя. Если были повреждены ходовые характеристики, то дополнительно можно требовать компенсацию утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля, которая нередко достигает 20% величины реального ущерба. Её точный размер также рассчитывается в рамках независимой экспертизы.

В практике 2020 года часто ещё бывает, что ответчик настаивает в суде на значительное уменьшение суммы взыскания за счёт учёта износа. Особенно, это касается колёс: покрышек и литых и штампованных дисков. И судьи нередко соразмерно уменьшают ваши требования.

Судебная практика – примеры

  • Достаточно знаковое дело о возмещении ущерба произошло в Брянске. Водитель наехал на яму по своей вине, поэтому суд отказался взыскивать ущерб. Но Верховный суд РФ с таким мнением не согласился, так как само ДТП произошло ночью, а аварийный участок не был должным образом огорожен. Несмотря на то, что водитель не принял всех необходимых мер для того, чтобы избежать столкновения, ему была присуждена компенсация. То есть здесь видим, что даже при вменении пункта 10.1 Правил можно рассчитывать на возмещение ущерба.
  • Определить виновника порой бывает сложно – это подметил и арбитражный апелляционный суд. В одном из дел инстанция указала, что наличие или отсутствие люка на водоканале еще не означает, что виновата будет эксплуатирующая организация (в рассмотренном деле ответственность была возложена на администрацию).

Судебная практика по пункту 10.1 ПДД сложилась крайне неоднозначно. С одной стороны, суды часто вменяют вину самим водителям, с другой – ВС РФ обращает внимание на конкретные обстоятельства происшествия.

Стоит помнить, что размер ущерба зависит от степени вины самого водителя, а у страховщиков нет права ее устанавливать. Вину устанавливают суды, причем, в процентном соотношении (к примеру, степень виновности водителя может быть оценена в 40%, 70% или все 100%).

Суды часто снижают компенсации, если по обстоятельствам дела очевидно наличие неосторожности самого автовладельца. Иными словами, если вменяется п.10.1 ПДД, то степень вины автовладельца может достигать 100%. Тем не менее, приоритетность ответственности установлена за дорожниками, которые обязаны регулярно следить за состоянием дорог.

Можно ли уехать, если я не хочу обращаться за компенсацией?

Все зависит от масштабов аварии. С одной стороны, если есть какой-либо ущерб, вы не можете уехать с места аварии. С другой, если водитель при этом является потерпевшим, попав в яму и не причинив никому ущерба (кроме себя), то он может оставить место происшествия. Данную позицию поддерживают как Верховный Суд РФ, так и Конституционный Суд РФ.

Тем не менее, мы не рекомендовали бы просто уезжать при наличии ущерба только вашему авто. Дело в том, что потерпевшим вы можете являться только при рассмотрении административного дела – а тут как карта ляжет, можете оказаться и виновником. Кроме того, не инспекторы ДПС и даже судьи будут максимально честны и вполне могут лишить прав за оставление места ДТП.

Видео

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.